Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2018
Две тысячи лет назад по городу Иерусалиму ходил Иисус Христос. Как и любой другой город, древний Иерусалим состоял из множества зданий, построек, улиц и площадей. В Евангелии упоминаются многие из них, но современному читателю не всегда понятно, о чем именно идет речь. Претория, Овчая купель, притвор Соломонов — что это за сооружения, почему они так названы, как выглядели и для чего предназначались? Сплошные загадки. А ведь именно здесь Иисус Христос исцелял безнадежных больных. Здесь обличал священников и учителей закона за то, что они забыли о любви к людям. И здесь же Он был осужден на мучительную смерть по лживому обвинению. Чтобы лучше понимать, как и где это происходило, попробуем более подробно разобраться с этими названиями.
Вифезда — это странное слово на еврейском языке звучит примерно как «бейт хисда» и означает «дом милосердия». Так называли два больших совмещенных бассейна, в которых хранился запас воды для города. Иерусалим — южный город, а в жарких странах вода в реках летом пересыхает. Поэтому в каждом большом городе строились огромные бассейны, в которых накапливалась вода на случай засухи. В Иерусалиме таких бассейнов было несколько. Но Вифезда была особенным местом и называлась так не зря. Здесь не только хранился запас воды для города, но и совершались удивительные исцеления людей от самых разных болезней.
Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:2-14).
Располагались бассейны прямо за крепостью Антония, неподалеку от городской стены Иерусалима, возле Овечьих ворот. Так назывались ворота, через которые в город гнали овец на продажу. Поэтому иногда эти бассейны называли еще Овечьей купелью. Возможно, когда-то в них поили овец, которых готовили к жертвоприношению в храме.
Историк Церкви Евсевий Кесарийский спустя четыре столетия после Рождества Христова писал об Овечьей купели следующее: «Вифезда — купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нем жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв».
Вифезда означает — дом милосердия. Но бассейн не может быть домом. Так были названы не сами бассейны Овечьей купели, а галереи вокруг них — те самые крытые ходы, о которых упоминает Евангелие. Это были колоннады, похожие на ту, что обрамляла храмовую платформу, только, конечно, гораздо меньших размеров. Под их кровлей и лежали несчастные, ожидавшие чудесного бурления воды в бассейнах. Евангелие упоминает лишь о пяти таких галереях. Видимо, крытые ходы Вифезды были расположены лишь вдоль пяти стен из восьми, окружавших бассейны.
Здесь в субботний день Иисус Христос исцелил человека, который страдал от неизлечимой болезни тридцать восемь лет. За это иудеи решили Его убить.
Притвор Соломона упоминается в Новом Завете несколько раз. Сначала — как место, где иудеи спорили с Иисусом и пытались Его убить. Потом — как место постоянного собрания иерусалимской общины христиан. Что же он из себя представлял?
Притвор Соломона не был отдельным строением. Так называлась одна из частей знаменитого Иерусалимского храма. Но, прежде чем описывать, как он выглядел и где именно там находился, нужно рассказать хотя бы немного про сам храм. Когда мы слышим сегодня это слово, то привычно представляем себе нечто подобное храмам, которые видим сегодня, — красивое здание, увенчанное одним или несколькими куполами. Но Иерусалимский храм во времена Иисуса Христа очень сильно отличался от современных, пусть даже таких больших, как храм Христа Спасителя в Москве или Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Храмовый комплекс в Иерусалиме был огромен. По сути, это была рукотворная гора, возведенная людьми на основании настоящей горы, которая называлась Мориа. Когда-то царь Соломон построил на ее вершине первый храм. По современным меркам он был не очень большим: 27 метров в длину, 9 метров в ширину и 13,5 метра в высоту. Но за двадцать лет до Рождества Христова царь Ирод решил обновить храмовую гору и сам храм.
Десятки тысяч рабочих день и ночь возили на осликах землю из окрестностей города, и высыпали ее на склоны горы Мориа. А чтобы привезенная земля не расползалась под собственной тяжестью, строители укрепляли стены насыпного холма кладкой из огромных каменных блоков. Так постепенно над городом поднимались ввысь стены обновленного храмового комплекса. В результате гора Мориа по самую вершину была засыпана землей, удерживаемой каменными подпорными стенами. А сам храм, ранее стоявший на вершине, теперь оказался в центре гигантской ровной платформы, по площади равной примерно двадцати футбольным полям. Эту новую рукотворную гору и называли в те времена Иерусалимским храмом.
Ее стены были отделаны белоснежным мрамором и возвышались над городом, словно спустившееся на землю облако. Платформа на ее вершине имела вид прямоугольника. Со всех четырех сторон она была обрамлена крытыми коридорами-галереями. Их внешняя сторона была глухой и представляла собой продолжение подпорных стен насыпи вокруг храмовой горы. Внутренняя же сторона была открытой. Кровля над галереями держалась на множестве мраморных колонн высотой более 10 метров каждая.
Восточную галерею этой величественной колоннады и называли — притвор Соломонов. Откуда взялось такое название, трудно сказать. Есть версия, что при реконструкции храма строители обнаружили именно с этой стороны остатки древних строений, которые были возведены еще во времена Соломона.
Галерея Соломона располагалась вдоль восточной длинной стороны прямоугольника храмовой платформы. Это было обширное, укрытое от дождя и солнца пространство, способное вместить несколько тысяч человек. Здесь обычно собирались люди, чтобы послушать проповедь какого-нибудь мудрого учителя. Неудивительно, что именно в этом месте храмового комплекса проповедовал Иисус Христос. Здесь прозвучали Его слова: Я и Отец — одно (Ин 10:30), за которые озлобленные иудеи собирались побить его камнями. Спустя несколько лет здесь же, в притворе Соломоновом, начали собираться для молитвы и наставления первые иерусалимские христиане — ученики апостолов.
В истории страданий Иисуса Христа здание, называемое претория, занимает трагическое место. Здесь, в претории, Его избивали бичами, здесь над Ним глумились римские воины, и здесь же Он был осужден на мучительную смерть. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венок, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! (Мк 15:15–18).
Само слово «претория» — римского происхождения. Дело в том, что во времена Иисуса Христа земли Израиля были захвачены войсками могучей Римской империи, победившей к тому времени множество стран. В каждой столице побежденной страны было место, где жил наместник Рима, поставленный императором управлять этой страной. Это место и называлось — претория. Обычно она располагалась там же, где находился в городе гарнизон римских войск, чтобы в случае восстания римский чиновник находился под надежной защитой. Там он принимал и рассматривал жалобы, писал указы, судил людей, обвиненных в преступлениях, и выносил им приговоры.
В Иерусалиме претория, по всей видимости, находилась в крепости Антония. Так назывался комплекс зданий, примыкавший к северо-западному углу Иерусалимского храма. Крепость располагалась на высокой скале и благодаря этому возвышалась над всем городом. Построил ее все тот же царь Ирод Великий и назвал так в честь своего друга — римского военачальника Марка Антония, которому он был обязан властью над Иудеей.
Четыре массивных квадратных башни были соединены между собой такими же массивными стенами, в которых были сквозные галереи для быстрого перехода из башни в башню, а также — множество различных помещений. Здесь были казармы для солдат гарнизона, тюремные камеры для заключенных. В центре крепости располагался обширный плац — площадка, где солдаты могли упражняться в воинском мастерстве.
Одна из стен крепости вплотную примыкала к стене Иерусалимского храма. С ее башен отлично просматривался огромный храмовый двор, благодаря чему можно было контролировать весь храм силами гарнизона. Но при всем своем грозном величии крепость Антония не была угрюмым и мрачным сооружением. Стоящая рядом с великолепным храмом, отделанным золотом и мрамором, крепость тоже была построена с дворцовой роскошью. По мнению историков, именно здесь и располагалась претория тогдашнего наместника Иудеи прокуратора Понтия Пилата.
Здесь, внутри этих величественных, отделанных резным мрамором стен, на разогретых южным солнцем камнях плаца римские солдаты избивали Иисуса Христа, плевали Ему в лицо, били палкой по голове. Сегодня от крепости Антония почти ничего не осталось. Сохранились лишь древние камни, которыми был вымощен плац крепости. На них видна разметка воинских игр римских солдат, канавки для стока дождевой воды, специальные насечки для лошадиных копыт.
Некоторые из рисунков, сохранившихся на камне, напоминают о жестокой забаве, бывшей в обычае у римских воинов — так называемой игре «в царя». При внимательном рассмотрении на рисунке можно рассмотреть корону, меч или греческую букву «бета», начальную от слова «базилевс» — царь. Солдаты выбирали одного из заключенных в «цари», одевали его в красный солдатский плащ, напоминавший царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Такому «царю» оказывались всяческие насмешливые почести, перемежаемые избиением. Именно так издевались солдаты над Иисусом Христом перед тем, как вести Его к месту казни.
***
Казалось бы, самые надежные свидетели прошедших веков и тысячелетий — городские здания. Люди строят их из прочного камня, они огромны, словно рукотворные горы. Что может быть долговечней их? Однако спустя всего несколько десятилетий после того, как по улицам Иерусалима ходил Иисус Христос, эти улицы были полностью разрушены римлянами в наказание за попытку вооруженного восстания иудеев. От огромного и величественного Иерусалимского храма не осталось ничего, кроме небольшой части подпорной стены. Грозная крепость Антония была снесена до основания, уцелели только плиты плаца и помещения под землей. Крытые галереи Вифезды тоже были сметены с лица земли, сегодня археологи отыскали лишь каменную кладку самих бассейнов.
Но оказалось, что куда надежнее самых прочных и огромных камней человеческая память. Две тысячи лет прошло с тех пор. Давно уже и следа нет на земле от притвора Соломона и башен крепости Антония, нет Вифезды и претории. Но человечество до сих пор хранит память о них потому, что именно эти здания были связаны с историей земной жизни Иисуса Христа.