Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2019
Почти вся эта глава (недаром получила она у библеистов такое название) – монолог Христа о конце времен, которому, однако, предшествует один эпизод, существенный для дальнейшего. При выходе из храма, то есть при множестве людей один из учеников предложил Ему взглянуть на камни и здания, явно с целью полюбоваться «достопримечательностью» и порадоваться. На что Христос сказал: «Видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». В дальнейшем эти слова стали основной для судебного преследования Спасителя мира.
Все очень по-нашему: Иисуса судили за то, что реальное пришествие Мессии оказалось совсем не похожим на то, которое себе навоображали, да так, что «начальникам народа» отводилось место весьма скромное, чтобы не сказать больше. Главным же для процесса было обвинение в терроризме: угроза разрушить храм. Ну, а поскольку для Пилата это все не было аргументом, в ход пошло заветное, шантаж политическим доносом: «Значит, ты не друг кесарю». Реагируя на смутные дела наших дней, полезно помнить, как оно было.
Точно так же полезно вспомнить один диалог из рассказов Честертона о патере Брауне. Культурный атеист (как раз не из тех, которые сейчас начали покрикивать о бассейне) говорит патеру, что с уважением относится к христианству – как же, как же, великая культурная традиция, такие соборы… На что патер отвечает, что если человек не понимает, что мы готовы срыть все наши соборы ради спасения одной души, то он ничего не понимает в христианстве. Увы, мы сейчас в основном ближе к ветхозаветной концепции «пусть лучше один погибнет ради народа…».
Но после этого уже апостолы Петр, Иаков, Иоанн и Андрей (две пары братьев, между прочим) наедине спрашивают Христа, как «это» будет. И вот что Он говорит в ответ:
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят». Если задуматься об этих словах , вот что становится понятным: для того чтобы «прельститься», нужно иметь сложившееся ложное представление о Спасителе. То есть пренебречь Его словами о том, что Писание – это не введение в вечную жизнь, а свидетельство о Нем. И искать нам, соответственно, нужно не то, что может быть полезным по собственному разумению, а искать только Христа – и только для того, чтобы Он Сам распорядился тобой. Самое опасное – это когда мы задаем вопросы, заранее зная ответы; тогда и сами вопросы вольно или невольно подбираются «удобные»…
«Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней». Мы же так боимся физической гибели… а гораздо страшнее разруха и всеобщее озлобление. Вообще-то оно и сейчас имеет место, только все кажется, что это не так страшно, что страшно – это когда бомбы. А вот если прислушаться к этим словам Христа, то ясно, что Он говорит о том, что война – это страшный детонатор злобы, и разгул этой злобы хуже всего. Не об этом ли было сказано Им, когда Он призывал не бояться убивающих тело, – потому что они не в силах повредить душе? Но когда все барьеры опрокинуты и зло беспрепятственно разгуливает днем и ночью – это и есть погибель. Сразу после этих слов говорится о том, как вести себя при этом верным, потому что ясно, что ураган злобы обрушится именно на них:
«Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, чтО вам говорить, и не обдумывайте; но чтО дано будет вам в тот час, тО и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Сказано «смотрите за собою», а вовсе не наводите порядок среди сограждан; все, что следует делать для внешних – это проповедовать Евангелие. И при этом стараться, чтобы это была проповедь Евангелия, а не себя. Еще нам предписано упование на Духа, а не стремление выворачиваться своими силами; кстати сказать, такое стремление всегда сопровождается желанием выступить в выгодном для себя свете, казаться значтельнее, чем ты есть на самом деле, и т. д. То есть здесь человеку грозит соскальзывание в лукавство даже помимо собственной воли. Затем нам простыми словами объясняется, что распад семьи, отсутствие семейной любви – это признак конца света. Да, сейчас принято говорить, что это – черта постиндустриального общества. Ну что же, значит, постиндустриальное общество – это та декорация, в которой предстоит разыгрываться эсхатологическим ужасам.
Особого нашего внимания заслуживают слова Христа о ненависти, которую приходится выносить Его верным за Его имя. Слова очень точные и не дают возможности для истолкования их в смысл «за то, что мы хорошо живем», – нет, только за имя Христово, за свидетельство о Нем, за Благую Весть. И никаких предложений бороться с таким к себе отношением нет, более того: «претерпевший до конца спасется». А претерпевший означает ровно то, что означает: не отрекшийся и не озлобившийся, не избравший путь ответной агрессии как недостойный христианина.
И вот к чему следует отнестись предельно вдумиво и предельно хладнокровно: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся вспять взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни».
Осмелюсь предположить, что очень значительная часть разговоров о конце света происходит от малодушия. Мир, лежащий во зле, идет к своему концу уже очень долго (по нашему счету), и когда придет – нем знать не дано. Это определяет Творец, а не Нострадамус и не майя – и никакие другие самопальные специалисты. Другое дело – достаточно ли серьезно мы «исчисляем» признаки? – думается, что нет. Для трезвости размышлений полезно вспоминать штопальную иглу из сказки Андерсена, которая при каждой неприятности (претерпевала она из-за гордыни) кричала, что не выдержит, что сломается, что она такая тонкая, такая хрупкая… а на самом деле выдержала даже тогда, когда ее переехала ломовая телега.
Значит ли это, что нам не следует думать о конце света? – нет, не значит, потому что рассказал же о нем Христос Своим ученикам, и очевидно для того, чтобы они это знание хранили. Но вот именно знание, а не домыслы, возникающие от того, что нервы ослабели.
Сказано, что признак конца – мерзость запустения, стоящая там, где не должно, и что об этом следует читать в книге пророка Даниила – и что? Как-то мало кто об этом вспоминает. Сказано о каких-то грозных и мгновенно наступающих бедствиях. Да, стихийные бедствия происходят, но увы! – подчас вызывают совершенно нечестивое удовольствие оттого что это не у нас, а у «них», а им так и надо, пусть вразумляются. Между тем у нас был Чернобыль. Вразумились? – как-то мало похоже. И Саяно-Шушенская ГЭС. И пожары 2010 г. Нет, мы – не Ниневия…
Но ведь в Мк 13 речь о глобальном бедствии, которого пока нет. Господь терпит. Так что главный смысл таких вот локальных бедствий – чтобы люди готовились в главном: чтобы учились вести себя достойно.
А вот с этим пока не очень. Административная беспомощность имеет место – не всегда и не везде, но имеет. Есть люди, готовые самоотверженно приходить на помощь – но есть и такие, которые способны наживаться на чужой беде. И вот в этом – весь ужас, сопряженный с ожиданиями конца света. М. А. Булгаков считал его атрибутом матерную ругань в темноте женскими голосами. Это мы уже имеем. И удивительное даже общее озлобление. И можем себе представить хаос и неразбериху городского хозяйства в минуты бедствия. И это все гораздо хуже бомбардировок.
…Для меня один из самых ярких и вдохновляющих эпизодов житий новомучеников – то, что когда преподобномученицу Елизавету Федоровну и великих князей сбросили в шахту, где они, искалеченные, должны были в муках умереть, она подползла к одному из своих собратий, чтобы перевязать его. Чтобы меньше страдал. Вот оно – чистейшее проявление любви о Господе, которое нам нужно иметь перед собой как пример.
Но ведь не в телесной целостности дело, хотя Христос говорит о сокращении времени бедствий как о милости. Дело в духовной стойкости. Об этом говорится дальше: «Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба».
Очень четко Господь нас предупреждает о том, что не стоит копаться в мелочах и не нужно усматривать крупицы того, что так хочется считать предзнаменованиями. Недаром Христос вообще очень осторожно (это еще мягко сказано) расценивает доказательность знамений и чудес! Второе пришествие, пришествие во славе рисуется как настолько грандиозное событие, что его невозможно будет принять ни за что другое, – вот поэтому-то и не следует принимать что-то другое за это пришествие. Именно от этого нужно беречься, потому что здесь ошибка – это неверность Христу. Иными словами – Господь позаботится о Втором пришествии, а нам следует заниматься собой, быть внимательными и добрыми к людям и хранить верность Христу.
Заключают эту речь Господа слова о том, как же относиться к срокам, – вопрос-то больной, недаром постоянно возникают вполне нечестивые стремления к тому, чтобы эти сроки самовольно определить. И вот, в нижеследующем отрывке сказано об этом все, что нам нужно и полезно знать:
«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите тО сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А чтО вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».
Точно так же, как листья смоковницы – безошибочная примета лета, так и для Второго пришествия есть приметы бесспорные, в которых невозможно ошибиться. Только они и значимы, и больше ничего выдумывать не надо.
Конечно, много смятения в умы могут привнести слова о том, что «не прейдет род сей…». Но если подумать, то он с тех пор ведь не прекратился, род человеческий-то… И вновь и вновь Христос разъясняет, что не нужно гадать о датах, что и Сам Он не знает сроков. Последний образ особенно впечатляет: наша жизнь должна протекать в постоянной готовности дать ответ. Это и называется бодрствованием.
В общем, чем меньше мы будем волноваться о сроках конца времен, тем легче будет идти ожидание – и тем достойнее мы этот конец примем. Не следует нам забывать к тому же, что этот конец означает начало жизни в Боге, поэтому он желанен.
Первые христиане восклицали в ожидании конца времен «МаранафА!», что значит «Господь грядет!». Право же, страшиться встречи с Господом недостойно христиан.