Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2019

Художник Павел Попов
Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм

Журнал Фома.

 

Он был коком, маляром, слесарем и… убежденным атеистом. А потом попал в Москве на выставку, и жизнь его перевернулась. Сегодня известный художник Павел Попов подолгу живет в глуши на Русском Севере, помогает восстанавливать сельскую церковь, участвует в многодневных крестных ходах и каждую неделю читает акафисты в храме…

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художника

Я тоже так смогу!

Ни в детстве, ни в юности я живописи не учился. Даже карандаша в руках не держал. Жил я в небольшом украинском городке Изюм. А какая там жизнь? Главное место встреч — пивная…

Отслужил во флоте, успел поработать и коком, и маляром. В двадцать четыре года приехал в Москву, устроился по лимиту на АЗЛК слесарем. Как-то в начале девяностых гулял с девушкой по городу, увидели огромный «хвост» на выставку Глазунова. Девушка предложила: «Давай сходим!» Выставка ошеломила. Но возникло четкое ощущение: я тоже так смогу!

Тут же у себя в общежитии сел перед зеркалом и нарисовал автопортрет в норковой шапке. Потом еще две работы. И явился с ними в Суриковский институт: «Хочу к вам поступать!» Деликатные преподаватели посмотрели и говорят: «Ну, что ж, неплохо для начала, но вам еще лет пять надо позаниматься». Я на них обиделся тогда страшно! Но потом увидел на первом этаже института работы первокурсников и понял, что не так всё просто…

Пошел в заводской Дом культуры, устроился сторожем. Мне оставляли ключи, и я с утра до вечера читал, рисовал, рассматривал альбомы… И всё допытывался у преподавателя изостудии: «Ну когда же я стану художником?» А он: «Вот напишешь три тысячи этюдов».

«Три тысячи? Легко!» — решил я. Написал один, другой… А потом посчитал: три тысячи этюдов — это как раз пять лет работы.

Изостудия закрылась. Но я успел познакомиться там с Ольгой, моей будущей женой. У нас родился сын. Я продолжал заниматься в разных музеях. Потом и завод закрылся. Я устроился вахтером и всё занимался и занимался…

Наконец вместе с женой мы пришли в академию Глазунова, принесли мои натюрморты, этюды, пейзажи. Пришли-то мы просто посоветоваться, а мне предложили: «Поступай!» Я хорошо сдал живопись, рисунок, а вот в композиции оказался полный ноль — не изучал ее раньше. Но мне «накинули» баллы — разглядели талант. Мне было уже двадцать семь лет, сыну три года исполнилось! Самый старший на курсе…

Атеист — это человек, который мало читал Писание

Я, атеист, который смеялся над Церковью, поступил к Глазунову, а там — все верующие, все христиане. На первом курсе поехали мы на экскурсию в Троице-Сергиеву лавру. Все идут крестятся, а я думаю: «Они что, с ума посходили?»

А потом нам стали давать задания. Допустим, сюжет: «Иосиф открывается своим братьям». А что это? Кто его знает… Приходилось читать. Сначала Ветхий Завет, потом Евангелие.

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаРождество Христово. 2001

Оказалось, что атеист — это человек, который просто мало читал Священное Писание. Потому что, когда открываешь Псалтырь или молитвослов, обнаруживаешь, что там написано совсем не то, что представляют себе атеисты. Пятидесятый псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое»… Читаешь и понимаешь, что это тебе созвучно. Я ведь тоже размышлял: «Почему меня мучают зависть, злоба, гордыня? Они не пускают меня, причиняют боль, не дают контактировать с другими людьми…»

А когда стал читать Евангелие, мне вдруг начал открываться Христос! И душа начала к Нему тянуться. Потому что там — Любовь!

«Тайную вечерю» кто только не писал

К третьему курсу мы с женой и сыном всей семьей приняли крещение. А потом была дипломная работа — «Тайная Вечеря». Я долго мучился, хотел сначала «Ивана Грозного» сделать. И тут у меня вдруг дерзкая мысль мелькнула: «А почему бы “Тайную вечерю” не написать?» Этот сюжет кто только не брал! Но с чего начать, за что зацепиться?

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаТайная вечеря. 2002

И я стал читать. Узнал, что стульев во времена Христа не было — апостолы и Спаситель за столом возлежали. Это был первый «ключ» к композиции. Дальше нужно было одеть натурщика в соответствующую одежду и положить — посмотреть, как это будет по пластике, ведь язык жеста считывается как слово.

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаВзятие Христа под стражу. 2003

Потом я сделал фонарь, осветил холст и вдруг увидел огромные чёрные тени: все находящиеся за столом отбрасывают тень — признак тревоги. Зритель смотрит и понимает: за этим что-то последует…

За эту картину меня хвалили. В Италию ее возили. Сейчас она висит в Академии Глазунова.

Жизнь в селе Шелоты

После учебы я пытался работать, преподавал. Однажды художник Михаил Абакумов предложил мне съездить на Русский Север, в Верховажский район Вологодской области, в село Шелоты. Я ведь, кроме мастерской в институте, и не видел ничего. Сначала съездили вместе, потом я и сам стал наезжать. Купили с женой избушку, потом кусок земли неподалеку, наконец, построили там дом. Какой у нас вид из окна! Просторы! Красота!

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаРомашковое поле. 2011

Здесь, в Шелотах, у нас небольшая христианская общинка. Собираемся вечерами, чай вместе пьем: в храме холодно, зимой особенно, так мы — в сельсовете. В церкви, по благословению батюшки, по пятницам читаем акафист Николаю Угоднику. А однажды довелось участвовать в многодневном крестном ходе из Верховажья в Тотьму: осенью прошли сто тридцать километров по Тотемскому тракту. Крестный ход был приурочен ко дню памяти преподобного Феодосия Тотемского. Впечатлений на всю жизнь!

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаСеверная сторона. 2010

Каждое воскресенье мы с женой ездим в райцентр, в Верховажье — там литургию стоим, причащаемся. В нашем селе литургия только по большим праздникам: у нашего батюшки по району несколько храмов, до каждого нужно доехать, а дороги у нас не очень. Батюшка молодой, семья у него, устает…

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаДеревенский сюжет. 2017

К религии в Шелотах относятся по-разному. Из взрослых мужчин в храм мало кто ходит. Но у нас с местными отношения хорошие — уважают, советуются. Одно жалко: вокруг такая роскошная природа, а в сельском магазине репродукцию Левитана никто не купит, хотя стоит она недорого. Зато «шикарная» картина с тигром в позолоченной раме за шестьсот рублей уходит на ура. А ведь существовала же великолепная крестьянская культура — вологодская, архангельская… Вышивка, народное ткачество — это же фантастика! Увы, сейчас в быту этого нет. Мы заходили в Верховажский музей, видели остатки ткацких станов. Печальное зрелище. Хотя сотрудники провинциальных музеев очень трепетно относятся к экспонатам, даже из дома приносят, что могут. Энтузиазма у них выше крыши — просят репродукции картин, альбомы по искусству нарасхват… Тяга людей к красоте, к высокому велика, но источников, к сожалению, мало и они недоступны. Нет финансирования, поддержки…

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаБабушкины пирожки. 2014

А ведь люди здесь удивительные! Настоящие жемчужины! В Верховажье и в Шелотах мы дружим, например, со скульптором, керамистом, специалистом по верховажским росписям Татьяной Горбатовой, с замечательным художником-графиком Антониной Завьяловой… Они местные, здесь, в провинции и родились, и живут… Народ не отторгает культуру, а стремится к ней.

Здесь, на Севере, меня иногда спрашивают: «Что ты сараи рисуешь? Нарисуй лучше дом красивый! С сайдингом». А я именно здесь стал острее чувствовать краски, их гармоничную взаимосвязь.

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаЗолотые шары. 2018

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаВид с Яузского моста. 2017

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаИз серии “Сказка”

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаЗимний хоровод. 2011Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаЧерногория. 2007

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаВесна московская. 2008
Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаПортрет Паши. 2004

Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаЗимой в деревне. 2011Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм — необычная история одного художникаДом образцового содержания. 2011

Подготовила Наталья Харпалёва



Другие статьи автора: Попов Павел

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба