Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2020

Именины
Просмотров: 10

Журнал Фома.

Имя Роман

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».

Значение имени: происходит от лат. Romanus — «римский, римлянин»

День памяти: 14 октября


Роман Сладкопевец (2-я половина V века — 556 год)

Святой Роман вырос в сирийском городе Эмесе (нынешний Хомс). С юности прислуживал в храме во время богослужений: сперва в Бейруте, а затем — в Константинополе, столице Византии. Со временем смышленого и старательного мальчика взяли пономарем в главный храм Константинополя, Святую Софию. Его усердие так бросалось в глаза, что Романа приметил Константинопольский патриарх Евфимий и назначил ему такое же содержание, какое получали чтецы и певчие.

Те стали завидовать юному «выскочке», который и читать-то толком еще не умел, и как-то раз сыграли над ним злую шутку — прямо на глазах присутствовавших в храме царя и Патриарха вытолкнули его на амвон и велели петь перед всем народом славословие Богу. Мальчик не знал, чтó нужно петь, да и слуха у него не было — дело кончилось позором. Ночью он стоял на коленях перед иконами и горько плакал, а когда уснул, то увидел Саму Пресвятую Богородицу. Она протянула ему какой-то свиток и тихо произнесла: «Открой уста и съешь». Роман подчинился — и тут же проснулся. Рядом никого не было, но в сердце теплилась радость, и почти сразу же юноша понял: он не только научился читать и петь, но и каким-то образом освоил всю церковную премудрость — и Священное Писание, и богословские знания, и весь строй богослужения…

Высота сводов храма Святой Софии Константинопольской действительно впечатляет! Чтобы служить певчим или чтецом в таком храме, нужно было обладать не только идеальным слухом, но и довольно сильным голосом

Благодаря Бога и Владычицу Небесную, Роман поспешил в храм и, дождавшись момента, взошел на амвон и пропел только что сочиненный им кондáк? Рождеству Христову. Часть этого кондака звучит в храме и поныне:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

Русский перевод: «Ныне Дева рождает Того, Кто выше всего сущего. Земля приносит Неприступному пещеру; Ангелы с пастухами воспевают славу Богу; волхвы же отправляются в путь за звездою, ибо нас ради родился Младенец — Предвечный Бог».

Пораженный Патриарх спросил у Романа, как у того открылись такие дивные певческие способности и откуда это песнопение. Юноша рассказал ему, как все произошло, и Патриарх сразу рукоположил его в диакона. Всю оставшуюся жизнь святой Роман, прозванный с той поры Сладкопевцем, обучал церковный клир благозвучному пению и чтению, а всех прочих людей наставлял правой вере.

Интересные факты

-1-

Церковное предание считает Романа Сладкопевца автором более тысячи молитвословий и песнопений. Многие из них используются в богослужении и сегодня. Например: кондак Рождества Христова, пасхальный кодак («Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне…»), Акафист Пресвятой Богородице (поется в пятую субботу Великого Поста — так называемую Субботу Акафиста); кондаки на праздники Сретения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Пятидесятницы (Троицы), Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы; кондак святителю Николаю Чудотворцу и многие другие.

Рождество Христово. Фрагмент мозаики монастыря Осиос -Лукас

-2-

Роман Сладкопевец считается родоначальником жанра кондака. Само это слово — «кондак» (от греч. Κοντάκιον — палочка, на которую наматывают свиток пергамента) — восходит, по мнению ряда исследователей, к тому эпизоду из жития святого Романа, когда Богородица повелела ему проглотить свиток. Похожие эпизоды есть в Книге ветхозаветного пророка Иезекииля (Иез 3:1-3) и в Откровении Иоанна Богослова (Откр 10:8-10): съев свитки, оба пророка получают дар премудрости и слова.

Бог дарует пророку Иезекиилю свиток с откровением и повелевает съесть его. Средневековая миниатюра

-3-

Годы служения Романа Сладкопевца и его покровителя Патриарха Евфимия совпали с периодом острых споров между православными и монофизитами — христианами, которые не желали разделять во Христе Божественное и человеческое. Сам Евфимий вначале проводил умеренную политику и замалчивал решение IV (Халкидонского) Вселенского Собора, согласно которому Божество и человеческая природа во Христе сосуществуют «неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно». Но когда царский трон занял агрессивный монофизит Анастасий, Патриарх созвал Собор, подтвердивший халкидонское вероопределение, был низложен и отправлен в ссылку.

Отцы IV Вселенского Собора. Книжная миниатюра

Другие святые и известные люди с именем Роман

Святой мученик Роман Римский (ⱡ 258)

Римский легионер, который присутствовал во время казни святого диакона Лаврентия и, глядя на его непоколебимую веру, сам обратился ко Христу. Согласно преданию, в последние часы истязаний святого Лаврентия Роман подошел к нему с кувшином воды и попросил крестить его, что тот и сделал. Вскоре после этого Роман был обезглавлен.

День памяти — 23 августа.

Святой благоверный князь Роман Рязанский (ⱡ 1270)

Оба деда святого князя Романа погибли в борьбе с татаро-монголами в годы завоевания Руси Батыем (1236–1240). Сам князь деятельно заботился о своих подданных, защищая их от наезжавших в Рязань ханских сборщиков податей — баскаков. Те в отместку оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман был вызван в Орду и поставлен перед выбором: принять татарскую веру или мученическую смерть. Христианин не может изменить истинную веру на ложную, ответил князь, претерпев за это жестокие истязания и смерть.

День памяти — 1 августа.

Священноисповедник Роман Медведь (ⱡ 1937)

Духовный воспитанник Иоанна Кронштадтского, настоятель Адмиралтейского Свято-Владимирского собора в Севастополе. Пользовался огромным авторитетом среди моряков и флотского духовенства, который использовал в 1912 году для прекращения волнений на линкоре «Святитель Иоанн Златоустый». В 1918 году чудом избежал расстрела по оговору матроса, примкнувшего к большевикам. Уехал в Москву, основал «Братство ревнителей Православия в честь святителя Алексия», которое проводило народные лекции и обличало идеологию новой власти. Пережил серию арестов, ссылку на Соловки, последний год жил инвалидом в Малоярославце. Прославлен Архиерейским Собором в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году.

Дни памяти — 3 августа, 8 сентября.

Роман Вреден (1867–1934)

Российский хирург и ортопед, доктор медицины, по вероисповеданию лютеранин. Трудился в Военно-медицинской академии, клиниках, больницах и госпиталях Петербурга. С началом Русско-японской войны отправился на Дальний Восток, где был главным хирургом Маньчжурской армии. С 1906 г. — директор первого в России Петербургского ортопедического института, в Первую мировую войну — главный хирург Юго-Западного фронта. После революции продолжал заниматься ортопедией, читал курсы лекций по военно-полевой хирургии. Автор «Практического руководства по военно-полевой хирургии» — второго пособия для русских военно-полевых хирургов после труда Н. И. Пирогова.

Роман Якобсон (1896–1982)

Выдающийся российский лингвист и литературовед, автор множества трудов по общей теории языка, морфологии, грамматике, русскому языку, русской литературе, поэтике, славистике, психолингвистике, семиотике и другим областям гуманитарного знания. В юности входил в круг поэтов-авангардистов, в 1920 году уехал в Чехословакию как переводчик миссии Красного Креста, занимавшейся возвращением пленных на родину. В 1937 году получил чехословацкое гражданство, в 1938 году принял православие. После захвата Европы нацистами бежал в США, где и провел остаток жизни. В 1948 году опроверг гипотезу Андре Мазона о поддельности «Слова о полку Игореве». Получил звание профессора славянских языков и литературы Гарвардского университета.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба