Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2021
Работа над образом начинается с… чтения. Мы вчитываемся в строки акафистов — своего рода словесных икон. Изучаем житийные произведения, чтобы ввести в образ уместные детали. Без этой сосредоточенности на личности святого невозможно приступать даже к первому эскизу. Параллельно обращаемся к иконописному наследию, образцам в выбранном стиле.
Так работали иконописцы прошлого, у которых мы учимся. Расскажу на примере русского живописца, академика Ивана Макарова. Вам наверняка знакомы прекрасные портреты его кисти: художник запечатлел красоту Натальи Николаевны Пушкиной, достоинство императрицы Марии Александровны, очарование детей Александра III. Всю царскую семью художник изобразил на полотнах «Благословение Господне на Вас» и «Нагорная проповедь».
Не все знают, что, несмотря на огромный поток светских заказов, Иван Кузьмич всю жизнь трудился для Церкви. Он писал в академической манере, не отступая при этом от смыслов Священного Предания. Расписывал церкви родной Пензенской губернии, участвовал в росписи Храма Христа Спасителя, написал множество икон.
Вот как современник описал отношение Ивана Кузьмича к иконописи: «…он был окружен книгами о жизни тех святых, чьи образы он писал, и начинал писать только тогда, когда у него в голове слагался полный и реальный образ святого». К такому настрою, благоговению и пониманию ответственности иконописца мы стремимся.
После революции церковные работы Макарова были утрачены: росписи сбиты или замазаны, иконы уничтожены, рассеяны. До нас дошли фотоснимки, копии, несколько эскизов. Мы знаем, что, кроме образов святых, Макаров создал удивительную икону Спаса Нерукотворного, которую любили в дореволюционной России, в том числе в семье царственных страстотерпцев.