Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2012

Мария Маркина
Финский остров Валаам
Просмотров: 2090

Новый Валаам, самый известный православный монастырь в Финляндии. Финские монахи, службы на финском, финская ухоженность и основательность и русский дух. Осенние листья в застывших каплях дождя, похожих на слезы. Каждый клочок земли пропитан русской молитвой валаамских старцев. Финское настоящее, построенное на российском прошлом, трагическом и проникновенном, вливается в русские сердца бесконечной любовью.

После революции 1917 года Валаам отходит Финляндии. В монастыре продолжается обычная жизнь, размеренная и привычная. Но со временем благосостояние монастыря падает и количество братии уменьшается. Почти нет притока новых насельников. Но есть самое главное: община и сформированная годами монашеская жизнь. Службы идут на старославянском. На Валаам по-прежнему приезжают паломники. Правда, всё больше эмигранты и православные из Литвы, Латвии и Эстонии. Среди них и будущий Патриарх Алексий II. Через всю жизнь пронесет он потом любовь к Валааму и веру в его возрождение и сделает очень и очень многое для того, чтобы возродить на острове монашескую жизнь. 

Зима 1939—1940. Советский Союз и Финляндия находятся в состоянии войны. Валаам, где базируется финский зенитный батальон, бомбят как военный объект. В результате недолгих боев Валаам в составе Карелии отходит Советскому Союзу. 

Финляндия приняла решение эвакуировать 4 русских монастыря: Спасо-Преображенский Валаамский, Коневецкий и Печенгский мужские монастыри и Линтульский женский монастырь. Монахи — финские граждане, и правительство Финляндии помогает их переезду. Выделяют машины для вывоза имущества монастыря и его насельников. 40 грузовиков с имуществом монастыря. Только самое ценное: часть Гроба Господня, гробница преподобных Сергия и Германа, упакованные в мешковину намоленные иконы, снятые колокола, огромная библиотека в 20 тысяч томов в мешках из-под картошки, архив, церковная утварь, иконостас, картины и подарки, дорогие сердцу и подаренные с любовью. Многовековая история монастыря, тесно переплетенная с историей России, была под угрозой уничтожения и разорения. Только самый большой колокол не смогли снять. Его 12 ударов глухо возвестили о том, что монахи покидают остров, и по замерзшей Ладоге машины отправились в тяжелый и долгий путь. 205 насельников оставляли родные сердцу намоленные места. Часть из них умрет в дороге от горя и непогоды. 

Это не было выбором между банальным «уехать или остаться». Это был выбор между мученической смертью и осквернением всех святынь или спасением имущества монастыря и его традиций, жизнью на чужбине. 

Что чувствовали они в тот момент? Ведь монастырь — это не просто стены. Это часть жизни, традиции. Каждый камешек и кочка на этом острове были в сердце монахов. Каждый клочок земли был возделан ими с любовью и молитвой. Родные могилы. Оставить всё и уехать. Куда? Впереди неизвестность. 

Они приехали в Финляндию, разместились в одной из школ и стали искать место, где поселиться. Поиски были непростыми и долгими. Деньги дало правительство Финляндии. Летом 1940 года валаамским скитальцам удалось найти две усадьбы. В одной из них, бывшей летней резиденции одного из министров, на втором этаже жилого флигеля, увидели они в углу комнаты небольшую икону преподобных Сергия и Германа Валаамских — и это определило их выбор. Братия в количестве 175 человек переехала в купленную усадьбу. На 300 гектарах земли в окружении озер и полей стояли несколько деревянных домов, сарай и коровник. Один из сараев сразу переоборудовали под храм. Поставили вывезенный с Валаама иконостас и начали служить. Там же до 1965 года братия трапезничала. 

Любые трудности гораздо легче переносить вместе, но у братии наметился раскол. Спор о том, переходить ли на новый стиль летоисчисления, привел к трагическим противоречиям: монахи разделились на новостильников и старостильников. Службы велись и по старому, и по новому стилю. Одни не разговаривали с другими. В труднейших условиях бытовой неустроенности, тяжелой физической работы и непрестанной молитвы несли они свой крест и, смиряя характеры, сохранили общину. Сердцем её был духовник братии схиигумен Иоанн (Алексеев), известный нам как автор книги «Письма Валаамского старца».

Но кроме молитвы и огромной веры в Господа, их объединяла надежда на возвращение. Шли годы. В 1956 году к валаамским монахам присоединилась братия Коневецкого монастыря, привезя с собой свою святыню: чудотворную Коневскую икону Божьей матери. Недалеко от Ново-Валаамского монастыря живут и линтульские матушки. 

В 1970-х годах становится понятно, что монастырь обречен на вымирание. Все монахи — глубокие старцы, а новых послушников брать неоткуда. И тогда монахи принимают решение привлекать финскую молодежь. Службы переводятся на финский язык. В послушники принимают финских православных мальчиков. Им с любовью и терпением передаются монашеские традиции и устав. 

Из окон келий видно озеро. На другой стороне озера — кладбище. Одинаковые ровные могилы, маленькие плиты с именами и деревянными крестами. Надписи по-фински. Русские монахи, хранители русских традиций, легли в чужую землю, сохранив для нас православные святыни Валаамского монастыря. Последний из них уходит в 1984 году в возрасте 111 лет. Уже 40 лет за могилами регулярно ухаживает семья финнов лютеранского вероисповедания. Неисповедимы пути Господни.

Сегодня Ново-Валаамский монастырь совсем не похож на старый Валаам. В нем нет той мощи каменных стен и вековых традиций. Нет островного величия. Нет монашеской большой общины. 11 православных монахов финского происхождения — вот и вся братия. И только в новом, построенном в 1977 году Преображенском соборе, смотрят тебе в душу, проливая тепло и свет две Богоматери: Валаамская и Коневская. И только тогда становится совершенно очевидно, что путь валаамских старцев, нашедших последний покой в чужой земле, был озарен их светом. Так же зорко и с любовью смотрела Валаамская Богоматерь в сердца монахов, благословляя их на нелегкий путь в ту зиму 1940-го. Даруя им силу послушания и бесконечную веру в то, что Господь не оставит их. И Он не оставил. 

 

Фото Алексея Гусева

Благодарим за помощь в подготовке материала паломническую службу «Радонеж»



Другие статьи автора: Маркина Мария

Архив журнала
№2, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№1, 2020№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба