Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2014
На самом деле:
Исцеление через такое масло получить, конечно, можно, и таких случаев в церкви много. Но важно понимать,
что исцеляет не масло само по себе, и даже не тот факт, что оно побывало на мощах. Исцеляет человека благодать, которую Бог таким образом подает нам в помощь, по молитвам святого. Это — действие Самого Бога, а не масла, которое здесь является лишь символом, поскольку в древности люди использовали его в качестве лекарства — смазывали им раны, ожоги. И это еще не самый удивительный символ. В Библии описаны случаи, когда люди получали исцеление через… тень святого человека: …выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян 5:15). Но тень — это всего лишь заслоненный от света участок поверхности, никакими целебными свойствами она обладать не может, даже если это тень апостола. Исцелял людей Бог, Которого проповедовал людям апостол Петр. Точно так же и через освященное на мощах святого масло Бог исцеляет людей, с верой и благоговением обращающихся к нему.
Отвечаем:
Это означает ровно обратное. Человек создан Богом как владыка тварного мира, поэтому он несет за него всю полноту ответственности. Старец Паисий Святогорец прямо говорил, что для животных человек — это бог. Как люди просят помощи у Бога, так животные просят помощи у человека. Поэтому, если мы хотим уподобиться Богу, следует относиться с любовью и состраданием не только к людям, но и к братьям нашим меньшим. Пренебрежение ожесточает душу. Начав с него, человек незаметно для себя может дойти и до злобы на животных, а это уже настоящий грех. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «…Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим. Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует».
Потому, что:
На Руси с самого начала распространения христианства утвердился строгий обычай при крещении давать христианину имя в честь того или иного святого. Действительно, поначалу это были имена греческого, латинского или еврейского происхождения. Но и славянское имя крещаемого при этом сохранялось. Так, креститель Руси великий князь Владимир в крещении получил имя Василий — в честь святителя Василия Великого. Однако подданные и родные называли его Владимиром. А с именем Василий великий князь подходил ко причастию, участвовал в других церковных таинствах. Очень скоро славянские имена вошли и в церковное употребление. Так, первыми среди русских святых были прославлены в лике страстотерпцев сыновья Владимира Борис и Глеб. Позднее был прославлен и сам креститель Руси — святой равноапостольный великий князь Владимир и его бабка, святая равноапостольная великая княгиня Ольга. Сегодня в православном синодике есть следующие имена славянского происхождения: Богдан, Боголеп, Борис, Боян, Владислав, Владимир, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Игорь, Изяслав, Мстислав, Олег, Ростислав, Юрий, Ярополк, Ярослав, Людмила, Светлана, Ольга. В любом православном календаре можно посмотреть, когда празднуется их память.
Иллюстрация: Крещение князя Владимира в баптистерии. Радзивилловская летопись.