Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2015

Игумен Дамаскин (Орловский)
Исповедники и предатели

Журнал Фома.

Преподобномученик Гавриил (Гур). 1898-19.11.1937

После гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке не так-то просто спустя много лет определить, кто является мучеником, а кто пострадавшим предателем. Священник Александр Протопопов снял с себя сан в 1929 году. В 1930 году он выступил как лжесвидетель по делу иеромонаха Гавриила (Гура), который по его показаниям был приговорен к трем годам заключения в концлагере. Александр Протопопов впоследствии под давлением власти стал служить в Михаило-Архангельской церкви в Подольском районе Московской области. В 1938 году он был арестован, на допросах не признал себя виновным, был приговорен к расстрелу и 17 февраля 1938 года расстрелян. Погребен на полигоне Бутово под Москвой, где за три месяца до него был расстрелян иеромонах Гавриил. Так в одном и том же месте, на Бутовском полигоне, были расстреляны и погребены снявший с себя сан священник, выступавший лжесвидетелем против других, и исповедник.

***
Преподобномученик Гавриил родился в 1898 году в деревне Огородники Слуцкого уезда Минской губернии в семье крестьянина Ивана Гура. Образование получил в церковноприходском училище в городе Гжатске Смоленской губернии. После смерти отца в 1918 году он поступил послушником в монастырь, в 1925 году был пострижен в монашество и в том же году рукоположен во иеродиакона.

Иеромонах Гавриил (Гур) Москва, Таганская тюрьма. 1937

Иеромонах Гавриил (Гур). Москва, Таганская тюрьма. 1937

В 1929 году он был рукоположен во иеромонаха к Успенской церкви села Левкиево Шаховского района Московской области. До отца Гавриила здесь служил священник Александр Протопопов, но в 1929 году он снял с себя сан «по тем причинам, — как он заявил, — что я учел момент и чувствовал, что наша работа являлась тормозом в проведении мероприятий советской власти <…> я считаю, что религия — это есть опиум».

Во время служения в Успенской церкви отец Гавриил произнес две проповеди. Не наделенный даром слова, он читал проповеди по книгам, в основном священника Григория Дьяченко, или составлял их сам, пользуясь книгами.

11 декабря 1929 года был вызван на допрос отрекшийся от Христа и снявший с себя сан Александр Протопопов; он показал: «После снятия с себя сана священника церковь я не посещаю, а поэтому лично мне не приходилось слышать, какие говорил проповеди Гур, но из разговоров <…> я узнал, что Гур говорил две проповеди… Эти проповеди в данный период, то есть при строительстве советского государства, я считаю неуместными, так как масса может перевернуть по-своему, то есть могут принять во внимание, что они якобы страдают в данный момент и что, если они пойдут с советской властью, которая борется с религией, то они могут также пострадать при втором пришествии Христа <…> Я твердо могу сказать, что такие проповеди, как говорил Гур, здорово влияют на массу, а в особенности на темную и некультурную, которая только и ходит в церковь».
В тот же день был допрошен и отец Гавриил, который заявил, что не признает себя виновным в том, что «читал <…> проповеди, которые бы настраивали против советской власти. <…> Точно описать эти проповеди не могу ввиду моей малограмотности. <…> Читал проповеди я по списанному из книг».

8 января 1930 года иеромонах Гавриил был арестован, и 17 января вероотступник Протопопов снова дал против него показания, сказав: «Я со своей стороны считаю, что эти сказанные Гуром две проповеди при колхозном строительстве, как тормозящие, являются неуместными, <…> лиц как Гура, тормозящих коллективизацию, из данного района нужно выселять».

Видя, что дело клонится к его осуждению и сотрудники ОГПУ вызывают на допросы только враждебных Церкви свидетелей, отец Гавриил подал заявление. «Ввиду того, что меня обвиняют, якобы я говорил проповеди и разлагал народную массу в церкви, — писал он, — и при допросе по моей малограмотности я не мог объяснить словесно мою проповедь, посему прошу <…> отпустить меня с охраной милиции для доставления таковой проповеди в суд для точного расследования. Проезд милиционера и все расходы будут оплачены мною».

Тексты проповедей по просьбе священника были доставлены следователю. В первой проповеди, произнесенной отцом Гавриилом 18 ноября, было написано: «Святые мученики Роман и Варул отрок, память коих ныне, пострадали при Максимиане, в начале IV века. Когда Максимиан воздвиг гонение на христиан, то Роман, встретив епарха Асклипиада, шедшего на идольский праздник с толпой народа, начал убеждать всех оставить идолов и обратиться ко Христу. Епарх приказал мучить его. Святой Роман, увидев во время мучений отрока Варула, сказал епарху: “Этот отрок, хотя и мал, но разумнее тебя, ибо знает истинного Бога”. Тогда Асклипиад, отдав приказание задушить святого Романа, спросил отрока: “кого он почитает Богом?” — “Иисуса Христа”, — отвечал отрок. “Почему же ты Его почитаешь?” — “Потому, что Он истинный Бог, а ваши боги — бесы”.

Видите ль, братия мои, с какой точностью сбывается слово Господне, что Отец небесный утаил святую истину Свою от премудрых и разумных и открыл ее младенцам? Не то же ли видим и теперь? Посмотрите на воспитанное в благочестии христианском дитя, которое на вопрос ваш: откуда произошел мир? ответит вам со всей искренностью сердечной веры: Бог сотворил небо и землю силою всемогущего слова Своего. Не разумнее ли оно тех мудрецов, которые пишут большие книги, чтобы разными изворотами ума закрасить и выдать за новый вывод науки очень старую языческую басню, будто мир самобытен, что материя сама в себе имеет силы, которыми мало-помалу, в течение неисчислимых веков вырабатывается все, что видим ныне в окружающем нас мире? Если бы кто согласился с этой безумной басней, тот должен согласиться и с тем, что и дом сам собой построился, и книга составилась само собой из рассыпанных наугад букв, без всякого участия какой-либо разумной силы. Но если и такие ничтожные вещи, как построить дом или написать книгу, нельзя совершить без разумной воли человека, то кто же кроме безумного может утверждать, что столь дивный, столь прекрасный, столь премудро и целесообразно устроенный мир, с бесчисленными творениями Божиими, мог сам собой из случайного сцепления частиц устроиться и развиться по известному плану? Или, когда на вопрос ваш: откуда произошел человек? дитя скажет вам, что Господь Бог создал тело человека из земли и оживотворил его душою разумною и бессмертною, созданною по образу и подобию Божию: не умнее ли оно в тысячу раз тех разумников, которые хвалятся новым открытием своей объюродевшей мудрости, что они выродились от животных и что жребий человеку и жребий скотом жребий един есть?..
Особенно поучительно для нас, братия, то обстоятельство, что в Древней Христианской Церкви благочестивые родители почитали святым долгом своим научить детей своих истинам веры Христовой с самого раннего возраста… В этом-то истинно христианском воспитании детей и состоит истинная любовь родительская к детям; потому что только такое воспитание делает истинно счастливыми не только детей, а и самих родителей. Несчастны те родители, которые, не напитав детей своих с самого юного возраста млеком слова Божия и учения христианского, не оживотворив сердца их любовью к Господу Иисусу Христу, не укоренив в душе их спасительного страха Божия, принуждены бывают плакать потом об их умственном и нравственном развращении».

«Воспоминая вход Богоотроковицы в храм Божий, — читал следователь во второй проповеди, — и мы должны стараться как можно чаще с благоговением посещать церковь Божию, так как присутствие в ней при Божественных службах есть одно из главных средств для нашего освящения. Молитва, принесенная в храме, имеет особенную силу и благодатные последствия, и если молящийся иногда и не так усердно возносит свои мольбы к Господу, то молитвою священнослужителей и верующих они подкрепляются. В церкви душа наша назидается слушанием чтения Евангелия и Апостола и поучением пастырей. Здесь посредством Святых Таин преподается исцеление от душевных болезней, и как бы велики ни были наши грехи, но искреннее раскаяние и сердечное исповедание совершенного нами дает нам возможность очистить себя и даровать здравие душе. Наконец, в церкви же, пред лицом Бога, у Которого нет мертвых, молясь за усопших родных и близких, мы через эти молитвы приближаемся к ним духом и облегчаем свою печаль о разлуке с ними. В церкви и просвещение души, и милость, и прощение, и радость, и утешение для сердца».

13 февраля 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеромонаха Гавриила к трем годам заключения в концлагере, и он был отправлен в Печерские лагеря. Вернувшись из заключения в 1932 году, он стал служить в храме святых апостолов Петра и Павла в селе Лыткарино Ухтомского района.

29 сентября 1937 года он был вновь арестован.

— Следствию известно, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся голоде в колхозах. Вы это подтверждаете? — спросил его следователь.
— Это я отрицаю.
— Следствие предлагает дать правдивые показания.
— Что мог все дал, больше дать не могу.
17 ноября 1937 года тройка УНКВД СССР по Московской области приговорила отца Гавриила к расстрелу. Иеромонах Гавриил (Гур) был расстрелян 19 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

На заставке храм на Бутовском полигоне.



Другие статьи автора: Дамаскин (Орловский)

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба