Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2016

Суть вещей: Орлец

Журнал Фома.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое орлец.

Орлец — небольшой круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерея (епископа, архиепископа, митрополита, патриарха) в определенные моменты богослужения.

Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

Как правило, орлец имеет круглую форму, но иногда для чина епископской хиротонии (возведение в сан) используется орлец квадратной или прямоугольной формы. Это сделано для удобства совершения таинства и не является обязательным условием.

Орлец, вышитый на бархате, для хиротонии

Орлец может быть вышит как отдельный коврик, может быть частью большого ковра, который используется в храме за богослужением, может быть выложен в виде мозаики на полу (как правило, в центре храма).

Напольная мозаика. Великобритания. Лондон. Греческии774; храм св. Софии

Напольная мозаика. Великобритания. Лондон. Греческий храм св. Софии

Иногда орлец выкладывают из цветов для торжественной встречи архиерея в храмах в теплое время года.

img_8045_spas-monastery-by

Фото spas-monastery.by

Символизм

Орлец символизирует духовное состояние епископа, который, подобно орлу, должен возноситься от земного к небесному. Также означает епископскую власть, напоминая обязанность архиерея неустанно окормлять и опекать вверенную ему паству.

Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана и епископской власти.

orlets_cover_1

 

История возникновения

Орлец — древний церковный символ.
Впервые его стали употреблять во время богослужения в Константинополе в XIII веке. Изначально это был особый дар императора патриархам. Тогда на ковре с символом Византии (двуглавый орел на желтом фоне) мог стоять только сам император, тем самым символизируя мощь и высокое служение.

simvol-vizantii-skoi-imperii-dvuglavyii-orel-smotrel-na-zapad-i-na-vostok

После падения Константинополя в  1453 году в войне с турками право стоять на орлеце окончательно закрепилось за патриархом. Со временем оно распространилось на всех епископов.

В русской православной традиции орел изображается с одной головой, в отличие от двуглавого византийского. Орлец на Руси — самостоятельный церковный символ, а не царская награда. В русском чине поставления епископов от 1456 года указывается изображать на кафедре (специальное возвышение в центре храма для епископов) «орла единоглавна».

Византийский император Никифор III Вотаниат

В XVI–XVII вв. орлецы на Руси обязательно постилались под ноги епископов при входе в храм, где они начинали богослужение. При выходе из храма архиерей на орлеце полагал последний поклон. На Московском Соборе 1675 года было определено, что в присутствии патриарха на орлецах могут стоять только митрополиты Новгородский и Казанский.

Со временем орлецы широко вошли в обиход архиерейского богослужения и стали полагаться под ноги епископам там, где им нужно останавливаться для молитвы, благословения народа и других действий. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орел как бы постоянно носит на себе епископа.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба