Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2016
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое орлец.
Орлец — небольшой круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерея (епископа, архиепископа, митрополита, патриарха) в определенные моменты богослужения.
Как правило, орлец имеет круглую форму, но иногда для чина епископской хиротонии (возведение в сан) используется орлец квадратной или прямоугольной формы. Это сделано для удобства совершения таинства и не является обязательным условием.
Орлец может быть вышит как отдельный коврик, может быть частью большого ковра, который используется в храме за богослужением, может быть выложен в виде мозаики на полу (как правило, в центре храма).
Иногда орлец выкладывают из цветов для торжественной встречи архиерея в храмах в теплое время года.
Орлец символизирует духовное состояние епископа, который, подобно орлу, должен возноситься от земного к небесному. Также означает епископскую власть, напоминая обязанность архиерея неустанно окормлять и опекать вверенную ему паству.
Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана и епископской власти.
Орлец — древний церковный символ.
Впервые его стали употреблять во время богослужения в Константинополе в XIII веке. Изначально это был особый дар императора патриархам. Тогда на ковре с символом Византии (двуглавый орел на желтом фоне) мог стоять только сам император, тем самым символизируя мощь и высокое служение.
После падения Константинополя в 1453 году в войне с турками право стоять на орлеце окончательно закрепилось за патриархом. Со временем оно распространилось на всех епископов.
В русской православной традиции орел изображается с одной головой, в отличие от двуглавого византийского. Орлец на Руси — самостоятельный церковный символ, а не царская награда. В русском чине поставления епископов от 1456 года указывается изображать на кафедре (специальное возвышение в центре храма для епископов) «орла единоглавна».
В XVI–XVII вв. орлецы на Руси обязательно постилались под ноги епископов при входе в храм, где они начинали богослужение. При выходе из храма архиерей на орлеце полагал последний поклон. На Московском Соборе 1675 года было определено, что в присутствии патриарха на орлецах могут стоять только митрополиты Новгородский и Казанский.
Со временем орлецы широко вошли в обиход архиерейского богослужения и стали полагаться под ноги епископам там, где им нужно останавливаться для молитвы, благословения народа и других действий. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орел как бы постоянно носит на себе епископа.