Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2016
«Следствие располагает сведениями, что вы, Несмеянов, председателю церковного совета по поводу сталинской конституции выражали контрреволюционные взгляды, что “конституция обеспечивает свободу только коммунистам, власть держится при помощи голого насилия, скоро произойдет переворот государственной власти”. Признаете ли вы себя виновным в этом?»
Выслушав, в чем его обвиняют, отец Софроний отказался отвечать на вопросы. Помня, как держался Спаситель при допросе Пилатом, верный служитель Христов молчал и молился. И тогда следователь вызвал бригаду мучителей…
***
Есть люди мужественные и самостоятельные от рождения, они одинаково ровно несут крест послушания крестьянского, воинского или священнического. Таким был донской казак Софроний Несмеянов.
Преподобномученик Софроний родился в 1870 году в селе Хрущевка 2-го округа Донской области в семье донского казака Харитона Несмеянова. Когда ему исполнился двадцать один год, он был призван на военную службу. Начальство направило его в артиллерийскую бригаду, расквартированную в Бендерах. По окончании службы Софроний Харитонович устроился на машиностроительный завод Гартмана, где проработал девять лет. Ему исполнилось тридцать восемь лет, когда он сделал решительный выбор и, оставив мир, поступил послушником в Свято-Духовский монастырь в городе Царицыне Саратовской губернии. Здесь он принял монашеский постриг с оставлением того же имени, в 1910 году — был рукоположен во иеродиакона, а в 1915-м — во иеромонаха. В 1917 году он прожил несколько месяцев в Хвалынском монастыре и затем был командирован в миссионерскую школу в село Подлесное к иеромонаху Антонию, где подвизался до середины 1918 года.
Началась Гражданская война. Отец Софроний не пожелал остаться в стороне от этих событий и в январе 1919 года стал полковым священником в Добровольческой армии генерала Деникина, где прослужил до разгрома белого движения, но с белыми не эмигрировал. В 1920 году он поступил на подворье Георгиевского Балаклавского монастыря в Екатеринодаре, где настоятелем в то время был архимандрит Дамаскин (Цедрик). После закрытия в 1922 году подворья иеромонах Софроний служил в приходских храмах и в 1924 году вернулся в Саратовскую епархию, испытывавшую на себе тогда все тяготы последствий организованного большевиками обновленческого раскола.
Казанская церковь села Большие Озерки, находившаяся неподалеку от села Юрьевка, где в храме Рождества Богородицы служил отец Софроний, была захвачена в то время обновленцами*. 3 февраля 1928 года обновленцы направили в Озерский волостной штаб милиции заявление, в котором писали, что из соседнего села, где служит иеромонах Софроний, «рассылаются агенты во все концы нашего прихода, которые ходят по домам и агитируют, что вы, мол, пропали вместе со своим попом, так как он коммунист, стоящий за власть, и потому вы, мол, Царствия Божия не наследуете, и вот, мол, подпишитесь на нашу сторону за юрьевского монаха <…> умудряются во что бы то ни стало выгнать нашу сторону из церкви, а самим вместе с cаб милиции принять со своей стороны меры…».
11 февраля 1928 года иеромонах Софроний был арестован. При заполнении анкеты следователь спросил его, где он находился во время гражданской войны, на что мужественный исповедник ответил: «В 1919 и в 1920 годах добровольно служил в армии Деникина полковым священником».
Следователь спросил, был ли он судим при советской власти. Отец Софроний ответил: «Был судим в 1926 году за преподавание Закона Божьего».
17 августа 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило освободить священника из-под стражи, «зачтя в наказание срок предварительного заключения». Однако 29 декабря 1930 года он был вновь арестован по обвинению в том, что будто бы «вел антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий советской власти и партии, проводимых на селе; группируя женщин, подготавливал массу против хлебозаготовок, займов и разлагал работу колхоза».
Отец Софроний категорически отверг все выдвинутые против него обвинения. 14 февраля 1931 года тройка ОГПУ приговорила его к ссылке в Северный край на три года.
В 1933 году иеромонах Софроний по отбытии срока ссылки выехал в город Вольск, но здесь священнического места получить не смог как репрессировавшийся советской властью, и тогда направился к архиепископу Тверскому Фаддею (Успенскому), который определил ему служить в храме села Рождественское Кашинского района. Через год отец Софроний был переведен в храм села Ульянова Гора, а в феврале 1937 года — села Лозьево Бежецкого района.
22 сентября 1937 года священник был арестован; во время следствия он держался с завидным мужеством, терпением и смирением.
— Следствию известно, что вы настойчиво вовлекали гражданина Серова Ивана в организованное вами общество непьющих. Скажите, что это за общество, его цели, задачи и состав? — спросил его следователь.
— Общества непьющих я не организовывал, и о существовании такового мне неизвестно. Зная гражданина Серова Ивана как склонного к пьянству, я два раза беседовал с ним по этому поводу, советуя ему бросить пить, — ответил отец Софроний.
— Следствием установлено, что вы занимались чтением в церкви антисоветских проповедей. Расскажите, что вас побудило к этому?
— Проповеди я читаю религиозного содержания. Антисоветских проповедей я никогда не читал.
2 октября следователь во время допроса спросил:
— Скажите, Несмеянов, сколько раз у вас на квартире устраивались пьянки, кто присутствовал и какие разговоры происходили?
— В мае месяце 1937 года на Пасху после утренней службы я пригласил певчих клироса к себе на квартиру поздравить с праздником Пасхи. Зайдя в квартиру, мы пропели «Христос воскресе». Происходил разговор на тему о составе хора при церкви, и на закуску мною была приготовлена мелкая рыбешка; я сказал, что в кооперативе крупной рыбы нет, а поэтому ограничился этой — «чем богат, тем и рад», а разговоров о том, что в кооперативе одно вино, которым снабжают нашу кооперацию, и больше взять там нечего, я не вел.
— Скажите, сколько раз вы были на квартире у председателя церковного совета и о чем с ним разговаривали.
— Был два раза, ибо стеснялся к ним ходить, так как у него сын является учителем… Я рассказывал, что меня в 1930 году арестовали и сослали на три года, причем сказал, что сослали меня неправильно, злые люди наговорили, что я якобы вел антисоветскую агитацию против займа, а на самом деле сослали меня потому, что советская власть наметила пятилетний план строительства и хотела избавиться от всех священнослужителей и монахов, и в это число я попал.
На следующие вопросы, о которых было сказано в начале этой статьи, отец Софроний отвечать отказался, и следователь решил подключить к делу мучителей. Пришли два политрука, а с ними сержант госбезопасности — комендант районного отделения НКВД. Отец Софроний продолжал молчать. Они составили протокол, в котором было написано, что священник на поставленные вопросы отвечать отказался, виновным себя не признал, от подписи по неизвестным причинам отказался.
Следователь составил обвинительное заключение, внеся в него все имевшиеся у него лжесвидетельства, вынужденно отметив, что священник виновным себя не признал, но уличается показаниями свидетелей. Не удовлетворившись этой, по существу достаточной для вынесения приговора формой, он через день снова допросил священника.
— Следствием установлено, что вы проводили контрреволюционную агитацию, направленную на срыв мероприятий, проводимых на селе коммунистической партией и советской властью. Требую от вас искренних признаний по существу дела.
— На поставленный вопрос отвечать отказываюсь и виновным себя не признаю.
— Вашим ответом следствие не удовлетворено, требую вашей откровенности и искренней признательности по существу дела.
— Повторяю, что на поставленный вопрос отвечать отказываюсь и виновным себя не признаю.
Подписываясь под последним своим ответом, отец Софроний написал: «С ответами согласен, а с задаваемыми вопросами не согласен».
Снова следователь вызвал бригаду мучителей, снова задавались одни и те же вопросы, и снова следовали ответы священника, лишенные всякой двусмысленности.
— В беседе с председателем церковного совета по поводу выпущенного советской властью «займа укрепления обороны страны» вы, обвиняемый Несмеянов, высказывали клевету и антисоветские взгляды, говорили, что «советская власть на словах ведет к зажиточной жизни, а на деле скоро будем помирать голодной смертью; с целью отобрать последние гроши у крестьян выпустили заем, и подписка на последний проводится под силой нажима». Признаете ли вы себя виновным в этом?
— Беседы с председателем церковного совета по поводу займа у меня не было, и таких разговоров я нигде не вел. Виновным в этом себя не признаю.
Не доверяя ни в чем лживому следствию, отец Софроний в конце протокола своей рукой написал: «От подписи протокола отказываюсь».
1 ноября 1937 года тройка УНКВД по Калининской области приговорила иеромонаха Софрония к расстрелу. Он был расстрелян через день, 3 ноября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле.