Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2016
Наталия Белохвостикова,
актриса, народная артистка РСФСР
Что стало для Вас открытием номера?
Для меня таким открытием стало интервью с Джулианом Лоуэнфельдом (с. 10). Сам факт, что американец, человек, рожденный в совершенно другой стране, берется за переводы Пушкина, удивителен. Насколько он погружен в музыку русской речи, русского слова, в историю России, насколько для него это все важно и глубоко, насколько он все это чувствует! С каким внутренним трепетом этот человек переводит русские стихи, сохраняя ритм и музыку слова! На мой взгляд, это и есть настоящее погружение в культуру, духовное обогащение. Мне как артистке часто доводится работать с материалами Пушкина, моему сердцу очень близок Булат Окуджава — и поэтому для меня это интервью было по-своему очень важным. И то, что Джулиан принял православие, просто невероятно! Для меня каждая страничка этого интервью стала самым настоящим открытием.
Какой материал в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный?
Опять-таки интервью с Джулианом Лоуэнфельдом. Почему? Потому что сейчас в нашей стране подавляющее большинство молодежи очень плохо понимает свою культуру. Иными словами, им кажется, что мир начался вместе с ними, что опыт прошлого — ненужные пережитки, покрытые «пылью истории», а если вдруг что- то понадобится — «Гугл» ответит. Теперешний человек не хочет расти духовно, не хочет врастать в культуру. Он идет по верхам, ни о чем глубоко не задумываясь. Мы все привыкли говорить, что Пушкин — «наше всё», но смысла этих слов уже до конца не понимаем. А этот американец поднимает планку и говорит, что к Пушкину надо тянуться, что настоящее искусство — это большой труд. Ведь мы должны знать, на какой земле стоим, где наши истоки и корни, откуда мы родом и чем мы духовно питаемся.
Чего не хватает в этом номере?
Для меня каждый выпуск «Фомы» — как одно звено в целой цепочке других. Все связано и сплетено: каждый номер словно бы продолжает предыдущий. Мне было очень интересно читать ноябрьский номер, и я с нетерпением буду ждать декабрьский!
Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?
Лично меня «зацепил» материал «Сестра Льва. Отчаяние и раскаяние Марии Николаевны Толстой» (с. 56). Пока я читала этот текст, у меня было ощущение, что я, погрузившись в судьбу этой женщины, сама в себе прожила все те трагические, драматические события ее жизни. Сестра Льва Николаевича Толстого была великой женщиной, а я этого никогда не знала! А теперь и не вспомню подобной удивительной драматической судьбы! Этот материал демонстрирует еще один поразительный пример того, на какой глубине необходимо проживать свою жизнь. Быть всегда честным, верным своему пути, не виляя и не изменяя себе.
О чем бы Вам хотелось прочесть в следующих номерах?
В России очень много сирот. Про судьбы детей, которые воспитывались в детских домах или в приемных семьях, я знаю очень и очень много — потому что сама воспитываю приемного сына. Но мне было бы интересно узнать про дальнейшую судьбу тех детей-сирот, которые находят приют в Церкви — в детских учреждениях при храмах, которые растут и воспитываются в православной вере. Кем они становятся, как складывается их жизнь, положительным или отрицательным оказывается опыт церковных детских домов? Еще для меня есть кое-что очень важное. Мой дед и отец родились и выросли в Павлове — это город под Нижним Новгородом. И мне было бы интересно узнать, как восстанавливается церковная жизнь на родине моих деда и отца.