Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2017
Первая: я еду делать фоторепортаж на подворье в 20 км от Архангельска, и в какой-то момент случается «чудо»: дорога заканчивается, а начинается то, что у нас называют красивым словом грунтовка. То есть тоже дорога, но которая сама решает, когда она дорога, а когда грязь, болото или еще что-то живописное. В общем, до места я добралась, хотя в момент, когда вы читаете эти строки, подворье уже наверняка отрезано от остального мира.
Вторая неожиданность: название местечку, где расположено подворье, дали сами монахини, которые когда-то пришли сюда и первое время жили в ласковом архангельском климате в хижине без полов и печки. И знаете, как назвали? Причем без всякой иронии? — Радово.
Кстати, началась история этого местечка тоже с неожиданности. Середина 1990-х. Город Архангельск, подворье Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Туда вдруг приходит фермер и говорит, что над рощей на своем участке видел Богородицу. И еще говорит, что хочет отдать монахам всю свою землю, двух коз и поле картошки.
Так в 22 километрах от города, в лесу, на берегу реки Лодьмы появился небольшой скит — женское Покровское подворье Соловецкого монастыря.
Говорят, где-то в этих местах несколько веков назад был первая на севере женская обитель, но совершенно точно в советское время здесь располагались три женских исправительных лагеря.
«У меня есть две козы, отдаю вам вот это поле с картошкой, чтобы вам было чем жить. У Лодьмы я вам скошу сено, а убирайте сами. Соберете, и будет чем кормить коз. Режьте им веники из ивы. Воды чистой у нас нет, придется привозить. Зато есть овощехранилище. Знаете, как им пользоваться?» — сказал фермер, когда встречал сестер.
«Жили в домике, что-то типа дачного, — вспоминает матушка Раиса (Прижога), настоятельница Покровского скита. — Было немного материала, мы пригласили людей из города: доски в доме накидали, рамы вставили, и двери фанерные. Ох, как же было холодно! У меня пневмония была по два раза в год… В маленькой постройке сразу оборудовали домовую церковь, своими руками сделали небольшой алтарь».
Воды питьевой и просто чистой в скиту нет до сих пор, ее приходится везти издалека, а та, что используется для хозяйственных нужд, грязно-коричневого цвета. Хотя проблемы с водой — это полбеды. Издалека приходится везти даже землю.
Почвы здесь болотистые и просоленные — сказывается близость Белого моря, поэтому насельницы скита организуют доставку почвы из черноземных районов. Кстати, в суровых северных условиях сестры выращивают не только овощи, но и возделывают большой сад: вишневые деревья, по рассказам матушки Раисы, в прошлом году были сплошь облеплены темными, сочными, сладкими ягодами.
Хотя, конечно, справляться с таким большим хозяйством трудно — рук не хватает. Сейчас в общине живут 5 монахинь, несколько инокинь, послушниц и трудниц.
«Честно говоря, здесь очень сложно, — делится со мной настоятельница. — Особенно было непросто в первое время, ведь мужских рук в округе было не сыскать, а требующего силы труда ой как много. Мы не жалуемся, но ведь мы женщины, мужики бы легче справились. Но тогда на помощь позвать было некого».
Трудники-мужчины в скиту появились позже, в большинстве своем побитые жизнью, бездомные, сломавшиеся. Вокруг закрывались заводы, люди спивались, оставшись без работы. Приходили в скит, просили дать возможность потрудиться. В обители стало процветать воровство, начались даже набеги за металлоломом.
«Мы думали: ну что делать, им тоже кушать надо, мы поделились, и все нормально. И удивительно, скоро набеги прекратились. Признали нас, стали детей крестить», — улыбается матушка Раиса.
Сестры тоже приходили и уходили. Одной послушнице сейчас за 80, когда-то ее прогнал на улицу собственный сын. Еще есть монахиня Калиса, ей 82 года, и она все лето каждый день работает на огороде. Правда, игумению такое рвение тревожит: «Я ее за руку вытащу, говорю, иди домой, в келью. Хочешь, чтобы пальцем показывали, что монахиня в таком возрасте на грядках надрывается? А она потом опять возвращается…»
Одна из послушниц не выдержала суровых природных условий, уехала в Москву и приняла постриг в одной из столичных обителей. «Потом как-то приехала навестить нас и говорит, мол, только у вас, матушка, монастырь!»— шутит настоятельница.
Коз, с которых все начиналось, в скиту уже нет. Зато есть коровы, куры, поросенок и огромный злой петух. И немногим более десяти сестер, которым не только хватает времени и сил следить за ними, копать картошку и ухаживать за садом, но и заниматься главным делом, тем, ради чего и теплится жизнь в этих лесах, — молиться о спасении мира. Молитва здесь не останавливается — суточный круг богослужений совершается без сокращений и исключений.
Наверное, эта непрестанная молитва и объясняет, почему сестры, которые поселились на самом, как говорят сейчас, отшибе в ужасающем столичного жителя климате, назвали свое место Радово. И почему русский Север на этом подворье кажется таким теплым.
* * *
Несколько лет назад в Покровском скиту был большой пожар, но слава Богу, горели не жилые помещения или храм, а хозпостройки. Сестры лишились почти всей сельхозтехники — тракторов, комбайнов; большой урон был нанесен коровнику, овощехранилищу, сеновалу.
Редакция журнала «Фома» и сестры обители обращаются с просьбой посильно помочь скиту.
Реквизиты Покровского женского подворья
Соловецкого мужского монастыря:
Наименование: Религиозная организация «Покровское женское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Юридический адрес: 163530 Архангельская область, Приморский р-н, д. Ижма.
Почтовый адрес: 163530, Архангельская область, Приморский р-н, д. Ижма.
Телефон (факс): 8-911-871-6800.
E-mail: radovo2013@yandex.ru
ИНН/КПП 2921126642/292101001.
Реквизиты в Сбербанке: Р/с 407 038 103 040 000 00999
Отделение № 8637 Сбербанка РФ г. Архангельск,
к/с 301 018 101 000 000 00601, БИК 041117601.
Назначение платежа: Добровольное пожертвование на Уставную деятельность подворья. НДС не облагается.