Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2017

Юлия Маковейчук
Кто греет Север
Просмотров: 74

Журнал Фома.

 

Фотопутешествие

Начну с двух чисто русских неожиданностей.

 

Первая: я еду делать фоторепортаж на подворье в 20 км от Архангельска, и в какой-то момент случается «чудо»: дорога заканчивается, а начинается то, что у нас называют красивым словом грунтовка. То есть тоже дорога, но которая сама решает, когда она дорога, а когда грязь, болото или еще что-то живопис­ное. В общем, до места я добралась, хотя в момент, когда вы читаете эти строки, подворье уже наверняка отрезано от остального мира.

Вторая неожиданность: название местечку, где расположено подворье, дали сами монахини, которые когда-то пришли сюда и первое время жили в ласковом архангельском климате в хижине без полов и печки. И знаете, как назвали? Причем без всякой иронии? — Радово.

 

Внезапный фермер

Послушница Анна с монастырским котом

Кстати, началась история этого местечка тоже с неожиданности. Середина 1990-х. Город Архангельск, подворье Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Туда вдруг приходит фермер и говорит, что над рощей на своем участке видел Богородицу. И еще говорит, что хочет отдать монахам всю свою землю, двух коз и поле картошки.

Так в 22 километрах от города, в лесу, на берегу реки Лодьмы появился небольшой скит — женское Покровское подворье Соловецкого монастыря.

Говорят, где-то в этих местах несколько веков назад был первая на севере женская обитель, но совершенно точно в советское время здесь располагались три женских исправительных лагеря.

 

Замерзли!

Панихида в приделе Покровского храма

«У меня есть две козы, отдаю вам вот это поле с картошкой, чтобы вам было чем жить. У Лодьмы я вам скошу сено, а убирайте сами. Соберете, и будет чем кормить коз. Режьте им веники из ивы. Воды чистой у нас нет, придется привозить. Зато есть овощехранилище. Знаете, как им пользоваться?» — сказал фермер, когда встречал сестер.

«Жили в домике, что-то типа дачного, — вспоминает матушка Раиса (Прижога), настоятельница Покровского скита. — Было немного материала, мы пригласили людей из города: доски в доме накидали, рамы вставили, и двери фанерные. Ох, как же было холодно! У меня пневмония была по два раза в год… В маленькой постройке сразу оборудовали домовую церковь, своими руками сделали небольшой алтарь».

 

Соль в земле

Монастырский пастух Василий выгоняет коров на поле

Воды питьевой и просто чистой в скиту нет до сих пор, ее приходится везти издалека, а та, что используется для хозяйственных нужд, грязно-коричневого цвета. Хотя проблемы с водой — это полбеды. Издалека приходится везти даже землю.

Почвы здесь болотистые и просоленные — сказывается близость Белого моря, поэтому насельницы скита организуют доставку почвы из черноземных районов. Кстати, в суровых северных условиях сестры выращивают не только овощи, но и возделывают большой сад: вишневые деревья, по рассказам матушки Раисы, в прошлом году были сплошь облеплены темными, сочными, сладкими ягодами.

 

О трудниках…

Раздача сена коровам перед дойкой

Хотя, конечно, справляться с таким большим хозяйством трудно — рук не хватает. Сейчас в общине живут 5 монахинь, несколько инокинь, послушниц и трудниц.

«Честно говоря, здесь очень сложно, — делится со мной настоятельница.  — Особенно было непросто в первое время, ведь мужских рук в округе было не сыскать, а требующего силы труда ой как много. Мы не жалуемся, но ведь мы женщины, мужики бы легче справились. Но тогда на помощь позвать было некого».

Трудники-мужчины в скиту появились позже, в большинстве своем побитые жизнью, бездомные, сломавшиеся. Вокруг закрывались заводы, люди спивались, оставшись без работы. Приходили в скит, просили дать возможность потрудиться. В обители стало процветать воровство, начались даже набеги за металлоломом.

«Мы думали: ну что делать, им тоже кушать надо, мы поделились, и все нормально. И удивительно, скоро набеги прекратились. Признали нас, стали детей крес­тить», — улыбается матушка Раиса.

 

…и о  сестрах

Мать Калиса копает картошку на огороде

Сестры тоже приходили и уходили. Одной послушнице сейчас за 80, когда-то ее прогнал на улицу собственный сын. Еще есть монахиня Калиса, ей 82 года, и она все лето каждый день работает на огороде. Правда, игумению такое рвение тревожит: «Я ее за руку вытащу, говорю, иди домой, в келью. Хочешь, чтобы пальцем показывали, что монахиня в таком возрасте на грядках надрывается? А она потом опять возвращается…»

Одна из послушниц не выдержала суровых природных условий, уехала в Москву и приняла постриг в одной из столичных обителей. «Потом как-то приехала навес­тить нас и говорит, мол, только у вас, матушка, монастырь!»— шутит настоятельница.

 

Зачем это всё?

Одна из комнат на третьем этаже монастырского корпуса, который еще ждет окончания строительства. Сестры уже используют его — сушат целебные травы

Коз, с которых все начиналось, в скиту уже нет. Зато есть коровы, куры, поросенок и огромный злой петух. И немногим более десяти сестер, которым не только хватает времени и сил следить за ними, копать картошку и ухаживать за садом, но и заниматься главным делом, тем, ради чего и теплится жизнь в этих лесах, — молиться о спасении мира. Молитва здесь не останавливается — суточный круг богослужений совершается без сокращений и исключений.

Наверное, эта непрестанная молитва и объясняет, почему сестры, которые поселились на самом, как говорят сейчас, отшибе в ужасающем столичного жителя климате, назвали свое место Радово. И почему русский Север на этом подворье кажется таким теплым.

 

* * *

Несколько лет назад в Покровском скиту был большой пожар, но слава Богу, горели не жилые помещения или храм, а хозпостройки. Сестры лишились почти всей сельхозтехники —  тракторов, комбайнов; большой урон был нанесен коровнику, овощехранилищу, сеновалу.

Редакция журнала «Фома» и сестры обители обращаются с просьбой посильно помочь скиту.

Реквизиты Покровского женского подворья

Соловецкого мужского монастыря:

Наименование: Религиозная организация «Покровское женское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

Юридический адрес: 163530 Архангельская область, Приморский р-н, д. Ижма.

Почтовый адрес: 163530, Архангельская область, Приморский р-н, д. Ижма.

Телефон (факс): 8-911-871-6800.

E-mail: radovo2013@yandex.ru

ИНН/КПП 2921126642/292101001.

Реквизиты в Сбербанке: Р/с 407 038 103 040 000 00999

Отделение № 8637 Сбербанка РФ г. Архангельск,

к/с 301 018 101 000 000 00601, БИК 041117601.

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на Уставную деятельность подворья. НДС не облагается.



Другие статьи автора: Маковейчук Юлия

Архив журнала
№10, 2017№11, 2017№7, 2017№8, 2017№9, 2017№5, 2017№6, 2017№3, 2017№4, 2017№2, 2017№12, 2016№1, 2017№9, 2016№10, 2016№11, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба