Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2017
В этой книге впервые (в России) опубликованы лекции митрополита Сурожского Антония, которые он прочитал в 1982 году в Университете графства Кент на чтениях, посвященных памяти английского поэта Томаса Элиота.
Имя Элиота послужило поводом к размышлениям владыки Антония о природе творчества, об истинном и фальшивом искусстве, о том, наконец, что же есть настоящая красота.
Названия лекций обещают напряженное интеллектуальное чтение: «Красота и смысл», «Красота и истина», «Красота и реальность», «Значение уродства». Но это не сухое философствование, а, как всегда в проповедях и статьях Антония Сурожского, доверительный, очень человечный, искренний разговор, которому читатель благодарно открывается.
Поражает в этих беседах образованность владыки, который часто говорил, что он не слишком сведущ в вопросах искусства. Оказалось — еще как сведущ! Широта его кругозора и энциклопедичность, огромное количество примеров из литературы, истории. Какие только имена не звучат в этих лекциях!
Привлекал такой широкий культурный контекст владыка Антоний с одной целью: пробудить в своих слушателях стремление видеть красоту в окружающем мире. Красота открывается любящему взору. Зло, гнездящееся в нас, способно красоту превратить во зло. Совершенная красота открывается в результате духовной борьбы. И, по Достоевскому, которого он много цитирует, «красота — это совершенная приобщенность к совершенной красоте, которая есть Бог».
«Я очень люблю категорию человеческого достоинства и очень не люблю, когда она сознательно унижается», — сказал однажды Алексей Варламов. Вот об этом — о сохранении в себе человеческого достоинства, о нравственном выборе между жизнью сытой и подлой и жизнью скудной, но честной, — уже не раз издававшийся сборник повестей «Стороны света».
Повесть «Здравствуй, князь!» — о жизни филологического факультета МГУ (писатель окончил его в 1985-м) на излете эпохи застоя и в первые годы перестройки. «Гора» — о глухом байкальском уголке, где между обитателями метеорологической станции и двумя молодыми интеллектуалами-лесниками возникает острый конфликт, а история приобретает брутально-кровавый характер почти в духе Джека Лондона. «Балашов» — подчеркнуто житейская, но оставляющая в памяти неожиданно глубокий след история обывателя, в конце неправедной жизни пришедшего к покаянию. «Теплые острова в холодном море» — о путешествии двух столичных интеллектуалов по Соловкам, «красивому и страшному краю», который помогает каждому понять что-то важное в своей жизни. «Вот приедет барин…» — беспощадно-исповедальный рассказ о несправедливости и бессилии ей противостоять…
Проза А. Варламова привлекает тем, что, несмотря на обнаженность болевых точек недавнего прошлого (застой, перестройка, породившая беспардонное рвачество), она, эта проза, не пессимистична, не пафосна и лишена приторной сентиментальности.
Рассказы священников всегда увлекательны, и им можно доверять. Ведь батюшке, в отличие от сериальных сценаристов, не надо ничего выдумывать, жизнь подкидывает ему немыслимые сюжеты. А уж если этот батюшка, как протоиерей Георгий Завершинский, служит в Ирландии и Шотландии и описывает жителей Британской империи и россиян, которых туда занесло, то от книги этой не оторвешься.
Краткость, парадоксальность ситуаций, остросюжетность, неожиданность развязки — все черты классической новеллы присутствуют здесь. Таинственная атмосфера древних кельтских и шотландских земель ощущается в этих новеллах. А дух-то в них — наш, родной. Дух прощения, открытости, поиска родной души. Бывшие враги, а теперь эмигранты в Дублине: абхазец Бадри и грузин Георгий. Ирландка Сара и русский парень Александр. Бизнесмены, поднявшиеся на волне перестройки и чудом в ней не захлебнувшиеся, много лет спустя, оказавшись в Ирландии, рассказывают о своей жизни священнику. Все они — каждый своей непростой дорогой — идут к свету, к вере. В герое этих новелл, отце Иннокентии, по признанию отца Георгия, есть черты и самого автора. И тот, и другой понимают, что «назиданиями душу не разбудишь». Вот почему священник в книге не изрекает громких фраз, но негромко и деликатно говорит то, что поможет человеку задуматься и приведет его к Евангелию.
Ведь, по словам отца Георгия, «весь этот сборник о том, как человек открывает Евангелие в своей жизни».