Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » ф№11, 2021

Владимир Легойда
Эксперимент Достоевского

Журнал Фома.

Допустим, во Христе нет истины. Что тогда?

Допустим, во Христе нет истины. Что тогда?

«Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Это высказывание Достоевского порой вызывает у верующих неприятие и сомнение. Мысль, на первый взгляд, действительно неожиданная, даже крамольная, опасная: как может истина быть вне Христа? Но давайте разберемся, кому и зачем адресует ее писатель.

Существует два варианта критики философской концепции: «имманентная», изнутри, показывающая, есть ли внутри умопостроения какие-то изъяны; и «трансцендентная», когда вы соотносите выстроенную систему с какой-то другой и показываете, что вторая — лучше, критикуете первую с позиций второй. Конечно, с богословской точки зрения немыслимо разделение истины и Христа, потому что Христос и есть истина — сам спаситель говорит: Я есть путь и истина, и жизнь (Ин 14:6). Но мы же не оцениваем с позиции богословия, например, стихотворение Пушкина «Пророк». Тут нужны какие-то другие критерии.

Полагаю, мысль Достоевского вполне очевидна, она — свидетельство его безусловного принятия Христа. В отличие от Льва Толстого, который позволил себе фактически переписать Евангелие — вот там уж действительно недопустимые для верующего христианина вещи. Достоевский же говорит, причем говорит людям, для Церкви внешним: вот вы утверждаете, что есть какая-то истина вне Христа — не буду с вами спорить; но посмотрите на Христа, разве кто-то или что-то сравнимо с Ним?

Этот умозрительный эксперимент Достоевского, мне кажется, помогает глубже прочувствовать важные вещи не только в плане разговора о вечном, но и в контексте дня сегодняшнего. Федор Михайлович моделирует ситуацию, при которой бы кто-то смог доказать существование некой истины вне Христа. Не буду сейчас останавливаться на том, почему это предприятие чисто с научной точки зрения весьма сомнительное, если не сказать — заранее обреченное на провал, хотя некоторые адепты веры во «все доказавшую науку» и утверждают обратное. Я хотел бы обратить внимание на другое.

В наш век все большее влияние обретает мировоззренческая позиция, в которой вопрос о существовании некой единой истины вообще выносится за скобки: пусть, мол, каждый верит во что хочет, у каждого своя правда, и ни одна из этих правд не может претендовать на абсолют. И если мы смотрим на фразу Достоевского не как на богословскую формулу, а как на риторический прием великого художника, как на его предельно искренний ответ на вызовы, которые бросает христианству внешний мир, то в ней можно увидеть и очень важное напоминание также и людям церковным: когда в центре нашей веры перестает находиться Христос, когда наш взгляд смещается с Него на «более насущные» вопросы, все чаще касающиеся политики, борьбы с врагами внешними или внутренними и т. п., мы сами выводим себя из зоны абсолюта, низводим веру до уровня одной из многочисленных идеологий, увязающих в паутине относительности без перспектив на победу в конкуренции частных мнений. Нет истины вне Христа. А если мы боремся за истину, которая нам кажется безусловной, но в которой Христос не в центре, то эта борьба бессмысленна. Вот что, мне кажется, Достоевскому удалось выразить очень хорошо.



Другие статьи автора: Легойда Владимир

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021ф№8, 2021ф№9, 2021ф№10, 2021ф№11, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба