Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2021

Кирилл Баглай
Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Журнал Фома.

Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырь
Фото Андрея Щепанова

Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырь

В Воронежской области есть удивительный монастырь в меловых скалах, главная святыня которого называется Сицилийской иконой Богородицы. Как здесь появилась обитель и почему у иконы такое необычное название? Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Дивногорье.

Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится недалеко от села Селявное Воронежской области, рядом со слиянием рек Тихая Сосна и Дон. Главная особенность монастыря — пещерные храмы, которые вырублены прямо в меловых скалах. Остальные здания монастыря — обычные наземные постройки.

Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Малые Дивы

Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырьВ пещерной части храма Рождества Иоанна Предтечи в Малых Дивах
Фото Владимира Ештокина

Название Дивногорье происходит от слова Дивы — меловые столбы-останцы, скалы, оставшиеся после разрушения окружавшей их мягкой породы. Сохранилось чуть меньше 10 див высотой от 7 до 20 метров. Они составляют два комплекса – Большие и Малые Дивы. В Больших Дивах, там, где музей-заповедник, останцев больше. А монастырь — в Малых.

Пещерный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Официальная летопись монастыря начинается с 1653 года, когда в эти земли переселились черкасские казаки и монахи, бежавшие от преследования католиков и униатов. Именно они построили монастырь в этих меловых столпах — Малых Дивах. Вырубили первые кельи и этот пещерный храм. При советской власти обитель закрыли, на ее месте обустроили санаторий. Во время Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагались госпитали. А в послевоенный период здесь снова был санаторий. В 1997 году монастырь передали Русской Православной Церкви и в нем возобновилась монашеская жизнь.

Сицилийская Дивногорская икона Божией Матери

Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Главная святыня монастыря. Ее принесли с Сицилии греческие монахи Ксенофонт и Иоасаф, легендарные основатели обители. Во время эпидемии холеры в XIX веке Сицилийская икона прославилась множеством исцелений, поэтому в народе ее стали называть «Исцелийская». На иконе Богородица изображена сидящей на троне. В правой руке — белая лилия, левой рукой Она поддерживает Младенца Христа, Который сидит на Ее коленях. В левой руке Спасителя лилия, правой рукой Он благословляет. Вокруг Богородицы изображено восемь ангелов. Над Ее головой — Святой Дух в виде голубя. Празднование иконы — 18 февраля. Список иконы доступен для поклонения, он находится в Успенском храме монастыря.

Пещерный храм в честь Сицилийской Дивногорской иконы Божией Матери в Больших Дивах

Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырьФото Марии Митрофановой

Церковь находится в меловом столпе Большие Дивы, в двух километрах от Дивногорского монастыря, и входит в комплекс природного архитектурно-археологического музея-заповедника Дивногорье. Именно этот храм вырубили в меловой скале иноки Ксенофонт и Иоасаф.


Дорога

Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Большую часть пути из Москвы в Свято-Успенский Дивногорский монастырь можно проделать по железной дороге. Примерное время пути — девять часов. От Казанского вокзала на поезде до станции Лиски. И от вокзала в Лисках электричкой до станции «Дивногорская». От станции до монастыря совсем близко, но все равно лучше надеть удобную обувь, чтобы спокойно подняться по меловой горе к пещерным храмам обители.

Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Лиски — крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги, который находится в Воронежской области. Протяженность дороги — 4189,1 км. На ней расположено 311 железнодорожных станций. Юго-Восточная железная дорога проходит по территории 11 областей России: Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Саратовской и Пензенской. Основные узловые станции дороги: ​​ Елец, Лиски, Отрожка, Ртищево, Грязи, Кочетовка, Балашов, Богоявленск, Раненбург, Поворино, Таловая, Россошь, Валуйки, Старый Оскол и Белгород.



Другие статьи автора: Баглай Кирилл

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба