Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2012

Елена Фортуна
Детские разборки. Пусть решают сами?
Просмотров: 1137

Пожалуй, ничто так не расстраивает родителей, как ссоры между детьми. Если это происходит, должны ли вмешиваться родители? Как реагируют дети на то, что в семье появляется новый ребенок? 

Своим опытом делится Елена Фортуна, главный редактор журнала для усыновителей «Родные люди», мама троих усыновленных детей.

В отношениях с детьми и между детьми, конечно, не обходилось без ревности, особенно когда в семье появлялся новый ребенок. Но все-таки эта ревность отличается от возникающей в ситуации рождения нового члена семейства. Во втором случае, на мой взгляд, детям немного труднее привыкнуть к изменениям в жизни — ведь новорожденный требует себе маму целиком и полностью, почти 24 часа в сутки, и ей несколько месяцев сложнее уделять время другим детям. 

В нашей семье дети быстро привыкали друг к другу: вместе проводили время, играли. Да и мы сами старались максимально облегчить «притирку».

Хотя у каждого ребенка были особенности адаптации. 

У Адиля — особенная история. Он был знаком с моим мужем, Олегом, еще задолго до нашей встречи. Потому думал: вот сейчас Олег заберет его из детского дома и они хорошо заживут вдвоем. А тут, оказывается, еще и мама появилась, и младший брат. Ситуация усложнялась тем, что и нам с Олегом нужно было друг друга узнавать — мы только поженились. Да и живший со мной Сева все переживал довольно непросто, ведь мама вдруг стала принадлежать не только ему.

Даша адаптировалась тяжелее, чем все остальные, и требовала к себе больше внимания. И поэтому у Адиля чаще возникала какая-то ревность. Например, покупаю я Даше, скажем, заколку, и он восклицает обиженно: «А мне где такая же?!» В общем, старший сын у нас — главный ревнивец, хотя в целом его вхождение в семью было самым простым.

Проблемы нередко могут появиться из-за вторжения в личное пространство. Понятие личного пространства и границ — это то, что никак не прививается в детском доме, поэтому «перекосы» на эту тему бывают очень разные. Адька, например, очень трепетно относится к своим вещам, не любит, когда кто-то их берет. Когда он еще жил в детском доме, у него были личные вещи, которые принадлежали только ему, и никому не позволялось их трогать. Нам с папой он подобное вторжение еще прощает (хотя мы это делаем редко и только по необходимости), но если кто-то из детей что-то взял, то возмущенные вопли будут слышны чуть ли не возле метро. А вот у Даши наоборот — она не понимает, где заканчивается ее территория и начинается личная, а потом и чужая. Так что они со старшим братом на этой почве ссорятся.

В целом мы не вмешиваемся в личное пространство детей. Но и от них требуем соответствующего отношения. Мы пытаемся установить правило, чтобы в нашу комнату дети не входили не постучавшись, без спроса. Мы стараемся учить их уважать чужие границы. 

В нашей семье больше всего не приветствуется ложь. Это, в общем, единственный проступок, за которым следует наказание. Обычно мы всегда знаем, кто и что сделал, но стремимся, чтобы дети сами выяснили истину. Мы разбираемся не для того, чтобы наказать виновного, но хотим чтобы возникшая проблема больше не повторилась. Мы говорим: «Вы остаетесь в комнате одни, и сами разбирайтесь, кто, как и почему это сделал». Часто виновник сознаётся, и тогда мы говорим с ним, выясняем, что его привело к этому поступку, чего он боялся, чего добивался. Но как-то раз никто не сознался в содеянном и серьезном проступке. Тогда мы решили наказать их всех, оставив на Новый год без ожидаемых от нас подарков. Ограничились мелкими, символическими, плюс бабушки что-то подарили. Нам важно, чтобы человек понял, что от его поступка пострадали не только мы, родители, а он задел всех членов семьи, всех своих близких людей. Но такие ситуации, к счастью, случаются исчезающе редко.



Другие статьи автора: Фортуна Елена

Архив журнала
№3, 2019№4, 2019ф№5, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба