Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2012

Владимир Легойда
Свободно избрать добро
Просмотров: 1032

О священниках, жрецах и посредниках

Сколько раз приходилось многим из нас, отвечая на претензию «Зачем нужны священники? Зачем посредники между Богом и человеком?», объяснять важность такого посредничества. Стараться, приводить аргументы, искать убедительные доводы. А может быть, напрасно... Ведь в строгом смысле слова этот вопрос не к христианам, а к язычникам. 

Хотя в язычестве на вопрос этот существует весьма простой ответ: а как без специальной жреческой касты общаться с богами? Кто тогда будет жертву приносить? Кто — волю богов сообщать? Кто будет заклинать, заговаривать болезни, умилостивлять разгневанных богов, защищать от злого рока? Кто вообще может сам, правда, нередко также при помощи дополнительных помощников, обращаться к богам? Все это — посреднические функции. И совершать их может только жрец (шаман и т. д.). В этом — посредничестве — и состоит если не единственная, то безусловно основная функция жреческой касты. (Оставим сейчас в стороне разговор о языческих мистериях, в которых, по словам православного богослова XX века, обнаруживается «тоска по подлинной духовности»; это уже тема для специалистов).  

Но, к счастью, большинство современных людей жрецы-посредники интересуют гораздо меньше, чем христианское духовенство. И тут, вместо не всегда работающих примеров про то, что и в школе мы учимся с помощью учителей, и вообще, везде в жизни нам нужны помощники, подсказчики, советчики, можно было бы сказать иначе. Священник — не посредник. 

Конечно, непосредническое служение появляется уже в дохристистианскую эпоху. Так, в Ветхом Завете священник не только приносит жертвы, но является также и судьей, и учителем. Нравственные нормы, впервые подобным образом сформулированные в десяти заповедях Моисея, также становятся предметом заботы духовенства. А этика ветхозаветного Израиля порождает неведомый дотоле идеал праведности — хождения перед Богом. Выражается это прежде всего в следовании закону. При этом сила закона была одновременно и его слабостью: человек искал добра, которое предписывал закон, но изнемогал от невозможности исполнить его (напомню, что благочестивые иудеи должны были соблюдать не 10 заповедей, а… 613 (!) правил — мицвот). И вот еще что важно: «Сострадания к грешнику не знал Израиль. Пророк Илия, ревнующий о Боге совершенной ревностью, не только ненавидит грех, но ненавидит и грешника. Он сжигает пророков Иезавели, он немилосерден к твари и людям, он повелевает стихиям и даже смерти, но не ощущает милосердия к падшим. Священство Ветхого Завета немощно перед Богом и не несет утешения человеку-грешнику» (архимандрит Киприан (Керн)).

                                                                                                         Фото Владимира Ештокина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Христианство приносит иное понимание Бога и человека, предполагает иной характер их отношений. Это отношения Отца и детей. И каждый человек, минуя любых посредников, может обратиться к Богу и сказать Ему: «Отец мой!» Именно так начинается молитва Господня, словами которой Сам Спаситель заповедал нам обращаться к Творцу: «Отче наш…» 

Христианство разделяет грех и грешника: грех христианин обязан ненавидеть, греха следует бежать. Но грешник, человек, заслуживает и снисхождения, и жалости, и помощи, и любви. В семинарских курсах пастырского богословия нередко говорят о трех служениях священника: собственно священническом (совершение Таинств), царском (духовное водительство) и пророческом (проповедь). Это верно, но основное попечение священника — это «проповедь усыновления». 

Пропасть между Богом и человеком преодолена Самим Богочеловеком Христом. Путь ко Христу — главный путь для христианина и главное попечение священника. Духовная жизнь людей, за которую несут ответственность священники: Что вы свяжете на земле, то  будет связано на небе (Мф 18:18). Высокая, страшная ответственность. И очень тяжелая. При том, что власть пастыря есть служение. Не посредничество как жречество. И, конечно, не насилие над волей пасомого, не духовный деспотизм, но любовь и забота, сострадание и собственный пример. Будь образцом для верных в слове,  в житии, в  любви,  в духе, в вере, в чистоте 
(1 Тим 4:12), — говорит апостол Павел в пас­тырском послании к Тимофею. Слова эти сегодня выбиты на обратной стороне иерейского креста, вручаемого при рукоположении пастырю, и должны быть отпечаны в его сердце. 

Как замечательно сказал подвижник 
XX века, священноисповедник Роман Медведь, священник должен «так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро».



Другие статьи автора: Легойда Владимир

Архив журнала
№3, 2019№4, 2019ф№5, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба