Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2013
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Когда человек приходит к вере, для него неизбежно открывается реальность того, что в Православной Церкви все символично: вся жизнь Церкви, начиная от Богослужения и одежд священнослужителей, до церковной архитектуры и правил поведения в храме, проникнута символикой. Почему так сложилось? Мне кажется, что это следствие постоянно присутствующей в Церкви устремленности к горнему, невидимому миру. Небесная реальность непостижима для нашего разума. Именно поэтому в Евангелии, говоря о Царстве Небесном, Спаситель использует язык притч, через привычные слушателям образы раскрывает сложные духовные истины. Так и в образном и художественном строе иконы обязательно присутствует символика. Мы видим ее в сюжете, в красках, в золоте фона, в какой-нибудь, на первый взгляд, незначительной детали. Символический подтекст дает нам понять, что образ неоднозначен, помогает – иногда вопреки логике – постигнуть глубинный смысл изображенного.
Многие символы давно уже стали частью нашей жизни. Так, например, один из самых главных христианских символов – Крест, являющийся символом нашего спасения, напоминает нам и о скорби Голгофы, и о радости Воскресения. А изображенный в руках святого, он показывает зрителю, что перед ним, скорее всего, образ мученика. В то же время с крестом в руках изображаются святые, прославленные за проповедь христианской веры и почитаемые в Церкви как равноапостольные: святая царица Елена, мать императора Константина, святая Нина, просветительница Грузии.