Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2013

Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ
5 вопросов о декабрьском номере

Отвечает Алексей Светозарский, профессор Московской духовной академии

Что стало для Вас открытием номера и почему?

Меня поразило интервью с Эмериком Шопрадом (с. 8): то впечатление, которое у меня сложилось об этом человеке, сильно отличается от наших, во многом стереотипных, представлений о западных людях. Я был по-хорошему удивлен открытостью, спокойствием, трезвенностью Шопрада, а также его доброжелательностью по отношению к нашему народу. Конечно, лестно читать его слова, хотя, мне кажется, он нас все-таки немного идеализирует. И в то же время спокойный тон французского политолога — это не холодность прагматика, который уверен в каких-то четко просчитанных им ходах. Здесь видно, что человек мыслит, переживает, что он эмоционален! Интервью с ним полно оптимизма, и, что касается общих христианских ценностей, он — наш единомышленник, встретиться с которым на страницах журнала было очень приятно.

Какой материал  в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный?

Здесь я бы выделил материалы Темы номера «Почему не читают Евангелие?» (с. 18). Тема очень важна! Читаем ли мы сегодня Писание, насколько оно сейчас актуально для нас и востребовано нами? Это единое на потребу и самое главное в номере. Все остальное — где-то обогащает, где-то развлекает, может расширить рамки наших представлений, но в Теме номера затронута актуальнейшая проблема, которая касается каждого христианина! 
Я бы выделил особо отрывок из автобиографии митрополита Сурожского Антония (Блума) (с. 30), которого всегда полезно и приятно читать, и интервью с протоиереем Димитрием Смирновым (с. 18). Хотя, на мой взгляд, не все так пессимистично, как об этом говорит отец Димитрий: все-таки мы читаем Евангелие, пусть не всегда по зачалу. К тому же я часто встречаю людей, которые тянутся к Писанию, причем не все они принадлежат к церковному кругу, в котором я много вращаюсь. Так что в некоторых моментах с отцом Димитрием, мне кажется, можно поспорить. 
Очень понравилось, что дается краткая информация о евангелистах, о том, когда и на каком языке был написан текст. Справочные материалы дают ответы на вопросы, действительно волнующие людей, которые в первый раз берут в руки Евангелие, — это я помню по себе. Предоставлен тот самый контекст, который необходим, чтобы читать Писание в первый раз. 

Чего не хватает в этом номере?

Мне кажется, что сейчас в «Фоме» недостаточно освещена история нравов, общественных проблем — особенно в XVIII и XIX столетиях. Я имею в виду моменты, которые определялись изменениями государственного, политического, общественного устройства, место Церкви в этих процессах. Хотя здесь главное — не уйти в специфику, интересную только специалистам. 
У нас есть проблема с идеализацией прошлого, и для восстановления истины необходимо знать подлинную картину. Существует множество интересных для рассмотрения примеров, в том числе люди благочестивые, жившие в неблагочестивый век: например, Федор Ушаков и Александр Суворов. Интересны также вопросы женского правления — история российских императриц.

Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?

Прямо скажем, меня взволновала именно «Тема номера». Она мне близка. Повторюсь: хотя мой опыт — не критерий и не абсолют, у меня есть соображения другого характера, нежели те, что высказал отец Димитрий Смирнов. Все-таки нельзя сказать, что мы отлучены от Евангелия. По всем правилам гомилетики после каждого евангельского чтения на богослужении священник произносит проповедь и пересказывает нам соответствующий отрывок текста, понимая, конечно, что пересказ — это не есть чтение. Существует также благочестивый обычай, о котором я узнал еще в советское время: хотя бы раз в год православный христианин отлагает все дела, кроме самых необходимых, и читает исключительно Евангелие... Происходит своеобразное погружение в евангельскую историю.

О чем бы Вам хотелось прочесть в следующих номерах?

Думаю, это дело вкуса. Лично у меня есть определенная склонность к историческим материалам, я люблю мемуары. Думаю, такие материалы окажутся очень кстати. Еще, на мой взгляд, в журнале должно быть больше личных историй — рассказов о приходе ко Христу, в Церковь. 

Алексей Светозарсеий -  фото с сайта www.history-mda.ru



Другие статьи автора: СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба