Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2018

Кирилл Баглай
Трое в монастыре, не считая собаки

Журнал Фома.

 

 

Женский монастырь в Юрьеве-Польском, о котором мало кто знает

«Титов лох», написано на заколоченной двери шестидесятиметровой колокольни в Юрьев-Польском. «Вот тебе и контраст», — говорит девушка своему спутнику. Они только что свернули с дороги на идеально-белом джипе со столичными номерами и теперь разглядывают величественное сооружение. Из трещин растут кусты, колоколов давно нет. Перед входом сохнет белье студентов из училища, общежитие которых стоит напротив.

 

Неожиданно из-за угла показывается сгорбленная монахиня. Она быстро подходит к колокольне, читает молитву и так же быстро идет дальше. Понять, что это — крестный ход и все мы стоим на территории Петропавловского женского монастыря, невозможно.

Трое в монастыре, не считая собаки

Во время вечерней молитвы мать Параскева обходит крестным ходом территорию и кропит ее святой водой. Это обычай, который есть практически в каждом монастыре. Но у Петропавловской обители нет стены, поэтому для местных жителей и приезжих это выглядит необычно.

Колокольня Петропавловского женского монастыря — самая высокая точка в городе. Сюда часто заглядывают приезжие и проезжие. Оттуда удалось убрать антенны, но не удается убрать любителей посмотреть на окрестности свысока. В основном это дети. «Слава Богу, пока без пострадавших», — говорит настоятельница монастыря игумения Серафима (Ващинская). Она переживает, но сделать может мало что: прямо к колокольне пристроены гаражи, с крыш которых подростки быстро попадают наверх. Вход несколько раз закрывали, но любопытные все равно находят лазейку.

Трое в монастыре, не считая собаки

Восстанавливающийся храм Вознесения Господня. Каждый день монахини собираются в нем для молитвы, а по воскресным дням и праздникам в нем совершаются богослужения, на которые приходят и местные жители. Слева от храма — Районный центр Культуры и Досуга, который больше напоминает крематорий.

История обители началась в XVII веке, но окончательно она обрела статус женского Петропавловского монастыря в 1874 году. Как и многие другие монастыри и храмы, его закрыли в 1920-е годы: колокола продали, стены и корпуса сестер снесли, а храмы приспособили под хозяйственные нужды ПТУ.

Трое в монастыре, не считая собаки

Одна из насельниц монастыря, мать Параскева, читает монашеское правило.

Трое в монастыре, не считая собаки

А еще она печет замечательные пироги.

Только в 2010 году обитель стала понемногу возрождаться из руин. Тогда она была подворьем при Свято-Никольской женской обители, а через пять лет, в 2015 году, стала самостоятельным монастырем. Может показаться, что за это время мало что изменилось: нет белоснежных стен, вместо многотонных колоколов людей на службу собирает обрезок газового баллона, под храмом не стоит толпа паломников, а постройки училища до сих пор стоят вперемешку с монастырскими. Это все так.

Трое в монастыре, не считая собаки

Самодельный «колокол» из обрезка газового баллона. Теперь он вместо переплавленных в советское время десяти колоколов собирает людей на службу.

Но если подумать, что в монастыре живут всего три монахини с собакой, то вообще удивляешься, что обитель уже целых 8 лет не просто существует, но и понемногу восстанавливается. За три с небольшим года игумении удалось добиться, чтобы монастырская земля стала охранной территорией — то есть на ней нельзя ничего строить и вести какую-либо деятельность, — поставить несколько деревянных домов для себя и паломников, частично восстановить церковь в честь Вознесения Господня.

Трое в монастыре, не считая собаки

Улица (не)Павших борцов…

При входе на территорию к сестрам висит табличка с адресом: «Ул. Павших борцов, 2». Матушка улыбается: «Когда нас в обители было только двое, я говорила сестре Афанасии, что это про нас». В то время в монастыре не было места, и они жили в городской квартире на пенсию настоятельницы, а в обитель приходили молиться и работать. На службы ходили в городской храм — к тому моменту свой был еще не приспособлен.

Трое в монастыре, не считая собаки

Игумения Серафима (Ващинская) показывает одну из святынь монастыря — икону святителя Спиридона Тримифунтского, которую привезли с родины святого — Кипра. Икона хранится в Вознесенском храме

Игумения Серафима показывает церковь Вознесения Господня, которую частично удалось восстановить и где теперь регулярно проходят богослужения. На вопрос, а где же церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла (монастырь назван в их честь, и значит, храм тоже должен быть), матушка вздыхает и ведет нас с фотографом за собой. Проходим между колокольней и общежитием, и из-за деревьев показываются величественные руины большой церкви. Внутри нее растут деревья, крыши нет вообще. Становится грустно. Кажется, что это останки какой-то древней цивилизации, которой никогда больше не будет. Но настоятельница такие настроения не разделяет: «Архитектор рассказал, что восстановить храм — реально. Нужно только найти средства».

Трое в монастыре, не считая собаки

Мать Параскева и инокиня Афанасия

«Чтобы стать монахом, нужно увидеть монаха», — говорит игумения и рассказывает про сестер, с которых брала пример, когда только пришла в монастырь. Она восхищается ими, иногда видно, как слезы наворачиваются на глаза при рассказе об их жизни и подвиге. А я смотрю на нее, на храм, где еще недавно был тридцатиградусный мороз и вода на полу превращалась в лед; на пустырь за окном, где любят выпивать местные под громкую музыку; на огромную колокольню без купола, из которой растут деревья. Вспоминаю про туалет на улице, потому что сделать в доме — не хватает денег; крестный ход из одной монахини, которая обходит каждый день известную только насельницам территорию монастыря. Смотрю, вспоминаю и понимаю, что я увидел Монаха. Если хотите увидеть и вы — приезжайте.

 

 

С 26 ноября 2018 г. действуют новые банковские реквизиты:

Получатель платежа: Религиозная организация «Петропавловский женский монастырь города Юрьев-Польский Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат»); ИНН: 3326012670; КПП: 332601001; Расчетный счет: 40703810405180000444 в Тульском филиале АБ «Россия» г. Тула

БИК: 047003764

К/с: 30101810600000000764 в Отделении по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу

 

 

Фото Владимира Ештокина



Другие статьи автора: Баглай Кирилл

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба