Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №2, 2014

Анна РАУТКИНА
«Не хочу в школу!»

Психолог Анна Рауткина отвечает на вопрос "Что делать"

Ребенок с удовольствием пошел «первый раз в первый класс». А через полгода или через год категорически отказывается идти в школу. О возможных причинах — Анна Рауткина, психолог-консультант Московской службы психологической помощи населению Москвы.

Часто ребенок просто внутренне не готов к школьному режиму Появляется физиологическая, психологическая, эмоциональная усталость, истощение детского организма. Родителям нужно стараться каким-то образом разгрузить ребенка. Например, отказаться от дополнительных занятий, если он их посещает. 
Если же ребенок справляется с режимом, хорошо учится, у него много энергии, которой хватает и на дополнительные занятия, а в школу он все-таки не хочет, значит, в школе происходит что-то некомфортное для ребенка. Может быть, конфликт с учительницей. Тогда родителям надо поговорить и с ребенком, и с педагогом. Важно узнать, как выглядит ребенок в глазах учителя. 
Если у ребенка конфликт с учителем, родителям сложно решить, чью сторону принять. Какова бы ни была реальная ситуация, надо стараться встать на сторону ребенка и попытаться и учителя пригласить на его сторону. При этом надо работать с поведением ребенка. 
Здесь можно пойти и на маленькую хитрость: в ходе разговора с учителем подчеркнуть, что ваш ребенок очень его уважает. А ребенку, в свою очередь, сообщить, что учитель хорошо отзывался о нем, считает что у него большое будущее. Тем самым мы даем некий кредит доверия и в ту и в другую сторону. И обычно (как видно из опыта консультирования) это работает.

Фото Jessica Lucia

Еще одна причина, по которой ребенок может не хотеть ходить в школу — когда какие-то умения, навыки ребенка, его особенности в школе не поощряются. Например, дома, когда он много читал сказок, все его хвалили, а в школе —  другие правила и сказки можно читать только на переменах или на уроках чтения по программе. Если же он начнет читать сказки на другом уроке, его будут ругать. То есть в школе не поддерживается тот навык, который поддерживается дома. И здесь наша задача — правильно ориентировать ребенка. 
Но чтобы понять, в чем проблема, что мешает ребенку в школе, родителям нужно много разговаривать с ним, внимательно слушать. Дети на самом деле говорят много о школьной жизни, правда, часто не напрямую. Причем родителям стоит учиться слушать, не давая оценок. Позднее, в подростковом возрасте дети редко делятся с родителями тем, что происходит в школе. Но если с раннего возраста ребенок всегда получает поддержку и родители его слушают, то в 14-15 лет в трудных ситуациях он все равно обратится за помощью к родителям. 
Достаточно часто ситуация, которая складывается у ребенка в школе, отражает ситуацию в его семье. Нежеланием ходить в школу ребенок, обладающий очень чутким восприятием действительности, может реагировать на какие-то семейные конфликты. Ему, пусть подсознательно, может казаться, что, оставшись дома, внутри ситуации, он сможет на что-то повлиять, что-то проконтролировать. 
И еще: пытаясь разобраться, почему же ребенок отказывается идти в школу, родителям стоит и оглянуться на себя: что происходит сейчас между нами? Не часто ли мы ссоримся при ребенке, пытаемся выяснить сложные вопросы, которые его не должны касаться? 
Важно понимать, что семь лет — это кризисный возраст, и не только для ребенка, но и для семьи. Границы семьи, которые были до школьного возраста достаточно закрытыми, непроницаемыми, в школьный период несколько открываются, появляются новые правила. И речь не только о готовности ребенка принять эти правила, но и о готовности семьи открывать границы. 
Некоторые родители надеются: вот ребенок пойдет в школу — и с ним станет немного легче. Ничего подобного, ведь ребенок попадает в сложную, кризисную для него ситуацию, с новыми правилами, ограничениями и возможностями, а значит, он будет требовать к себе повышенного внимания. Соответственно, и отношения между родителями могут быть подвержены каким-то изменениям. 
Нужно помнить, что ребенку ваша поддержка нужна всегда, особенно в такие кризисные периоды

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба