Журнальный клуб Интелрос » Фома » №2, 2014
О болевых точках школьного образования можно говорить долго, но родители должны знать: очень многое зависит от них самих. Если они не сдаются, не опускают руки, а самостоятельно работают со своими детьми, то очень многого добиваются. В этой заметке я, детский психолог, постараюсь дать несколько конкретных рекомендаций, рассчитанных в основном на родителей дошкольников и младших школьников.
Людмила Ясюкова, школьный психолог, глава центра «Диагностика и развитие способностей»
Фото с сайта kroha-chel.ru
Это нужно делать до школы, не надеясь на то, что в первом классе ребенка научат читать. Так было в советское время, но сейчас все иначе. Если ребенок приходит в школу нечитающим, то учителя, скорее всего, решат, что у него серьезные отклонения — так называемые дислексия и дисграфия (то есть нарушение способности к овладению навыком чтения и неспособность овладеть письмом: и то и другое бывает и при нормальном развитии интеллекта). Кончиться это может коррекционным классом.
Читать нужно учить зрительным методом! Это очень важно: именно зрительным, а не фонетическим, как это сейчас делают в детсадах. Лучше всего учить читать так, как учили нас самих — то есть с помощью картинок и подписей внизу. Дети видят картинку, видят, что написано, и переписывают либо выкладывают из кубиков. Очень рекомендую «кубики Зайцева» — уже с трех лет ребенок может играть с ними и при этом быстро научится читать.
С детьми дошкольного возраста обязательно нужно заниматься математикой. Не только для того чтобы в школе не возникло с ней проблем, но прежде всего потому, что занятия математикой учат мыслить систематично и правильно. То есть формируется логическое мышление, возникает понимание причинно-следственных связей, отношений между вещами. Недаром древние говорили, что математика — это гимнастика для ума.
Для занятий с дошкольником можно использовать пособие Л. Г. Петерсон или А. В. Белошистой. Еще есть комплекты «Интеллектика» А. З. Зака — тетради, ориентированные на разные возрасты, начиная с дошкольников и заканчивая шестым классом. Это не математика, но хорошие задачки на разные операции мышления (то есть обобщение, аналогия, сравнение...).
Имеет смысл почитать книги американца Глена Домана, они есть в русских переводах. Доман разработал программы обучения с самого раннего возраста чтению, математике, языкам, естественным и гуманитарным наукам. Также обратите внимание на челябинское издательство «Умница», оно издает комплекты по обучению чтению и математике, в Москве есть издательство «Умные игры» примерно такой же направленности.
Конечно, родители не должны воспринимать все это множество пособий некритически — всегда надо смотреть, подходит ли это именно вашему ребенку.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, любят животных, им интересно о них узнавать, интересна систематика — все эти роды, отряды, семейства, виды. Поэтому очень полезно читать с ними старую советскую большую детскую энциклопедию — лучше взять второе издание, зеленое. Можно еще использовать старые советские учебники биологии (до 1985 года).
Конечно, это касается и других детских интересов — географии, астрономии, истории, техники и так далее. По всем этим темам, к сожалению, нельзя пользоваться современными детскими энциклопедиями, в них много принципиальных ошибок, лучше пользоваться старой советсткой детской энциклопедией или учебниками, изданными до 1990 года.
Подбирать школу ребенку-первокласснику нужно загодя. Помимо прочих моментов, надо обращать внимание на то, по какой программе будут вестись занятия. Выбирать стоит обучающую программу Давыдова, но только классическую — не Давыдова и Эльконина. Математика должна преподаваться по Давыдову или по Петерсон, эти программы учат думать.
Я не рекомендую отдавать ребенка в школу, где обучение иностранному языку начинается с первого класса. Дело в том, что пока не сформированы зачатки понятийного мышления, при изучении языка начинает работать только ассоциативная память. В результате мышление блокируется, и это негативно сказывается на обучении другим предметам.
А вот углубленное изучение математики с первого класса — крайне полезно. Могу сослаться на опыт 61-й гимназии Петербурга, с которой я работаю вот уже 24 года.
Когда ребенка научили читать (зрительным методом!), то дальше желательно читать молча, потому что если он читает вслух — то не понимает, что читает, ведь озвучивание и осмысление — это две параллельные операции, а ребенок еще не умеет совершать их одновременно. Это не значит, что чтение вслух вообще противопоказано, на начальной стадии обучения чтению вполне можно что-то проговаривать, особенно если у ребенка преобладает аудиальное восприятие (т. е. он с легкостью воспринимает информацию на слух), но чем раньше он начнет читать про себя, тем лучше.
Если Вы хотите убедиться, что ребенок понял прочитанное, ему лучше всего задавать конкретные вопросы по тексту. Если не помнит — пусть прочитает снова. Чтобы у ребенка параллельно начало развиваться понятийное мышление, следует просить его одним предложением, своими словами сформулировать основную мысль абзаца, который он прочитал. Обычно любой текст состоит из абзацев, и каждый абзац — это всегда законченная мысль. Прочитал ребенок абзац — пусть выделит его смысл своими словами и одним предложением, но не повторяет фразы из текста. Таким образом, будет формироваться умение выделять главное, за словами видеть смысл.
Если у школьника есть проблемы с мышлением, если ему трудно учиться, то нужно не только делать вместе с ним домашние задания, но и объяснять наперед, о чем пойдет речь на следующем уроке. Иначе он не понимает объяснения учителя и «выключается».