Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №2, 2014

Александр ПРИВАЛОВ
Сопротивление не бесполезно

Александр Привалов - активные родители могут спасти и детей, и школу

Чтобы в нынешних условиях родители смогли что-то сделать, им для начала нужно осознать несколько вещей.
Во-первых, далеко не все родители ясно понимают, в чем заключается главная беда российского образования — то есть что школа перестала учить детей читать и понимать прочитанное, выражать свои мысли не только письменно, но даже и устно, а значит — перестала учить думать. Вот что надо обсуждать, а не спорить насчет необходимости идеологии в учебнике истории или предполагаемой тематики возвращаемых в школу сочинений. Пока родители не увидят, в чем корень зла, они так и будут воевать с ветряными мельницами. 
Во-вторых, есть проблемы, которые ни отдельный родитель, ни родительские объединения решить не смогут. Например, они не могут изменить руководство Министерства образования. Не могут повлиять на государственные образовательные стандарты. Не могут справиться с развалом системы педагогического образования. Словом, они не могут решить те проблемы, которые решаются только на государственном уровне. И это тоже надо понимать, чтобы не растрачивать свои силы зря.

Однако если речь заходит не о системных вещах, а о частностях — хотят, например, закрыть вашу школу, или у вас отвратительно преподается русский язык, недопустимо ведет себя с детьми данный учитель, — тут очень много чего можно добиться.
Увы, зачастую родители изначально настроены пессимистически: мы люди маленькие, от нас ничего не зависит, нас никто не станет слушать. Чепуха! Более чем достаточно примеров, когда объединившимся родителям удается отстоять интересы своих детей. Я очень не люблю выражение «образовательные услуги», но правда в том, что средний человек по отношению к образованию все-таки является потребителем. А раз так — должен бороться за свои права. Вот существует уже давно Общество защиты прав потребителей, оно много чего достигло, решило массу проблем. Тот же подход должен быть и относительно образования. Вы предоставляете нам услугу — мы требуем, чтобы она была качественной! Образование наших детей — это не милость, которую оказывает нам государство, это его обязанность, оплаченная нашими налогами!
Поэтому совершенно конкретный совет: станьте активными! Приходите в школу, общайтесь с учителями ваших детей, общайтесь с директорами, общайтесь с другими родителями. Общайтесь по-человечески, открыто, как люди, заинтересованные в одном и том же: обеспечить детям как можно лучшее образование. Чем больше вы будете в курсе повседневной школьной жизни, тем больших проблем удастся избежать.
Вот пример: последнее время проводится политика по слиянию школ. В каких-то случаях это, возможно, и оправданно, но слишком часто чиновники действуют бездумно, механически — и в результате гибнут замечательные школы, дети кое-где фактически остаются вне образовательного процесса. Так вот, есть масса примеров, когда родители, выступая с педагогами единым фронтом, вынуждали чиновников отступиться, отстаивали свои школы. Это, оказывается, возможно!
То же касается и множества случаев, когда администрация пыталась выдавить из школы талантливого учителя, а благодаря заступничеству родителей его удавалось защитить.
Но сделать это в одиночку, конечно, невозможно. Родителям надо объединяться. И в первую очередь использовать для этого существующие механизмы — родительские комитеты при школах, наблюдательные советы. Вы обеспокоены ситуацией в вашей школе — станьте членом родительского комитета, проявите активность и постарайтесь решить возмущающие вас конкретные проблемы. Никто другой этого за вас не сделает!
Обязательно ходите на родительские собрания, причем не просто слушайте учителя, а предлагайте свою повестку дня. Учитель говорит про дисциплину и про то, какие взносы нужно заплатить, — а вы, услышав его, не расходитесь, а обсудите, удовлетворяет ли вас качество преподавания русского языка или математики, понимают ли дети прочитанное, какие недостатки в работе школьной столовой, почему уже два месяца не могут найти замену уволившемуся учителю английского... Масса проблем решается, если их решать — а под лежачий камень, вода, как известно, не течет.
Бывает и так, что родители, обеспокоенные, например, низким качеством преподавания химии в их школе, находят где-то на стороне талантливого учителя, готового заниматься с их детьми во внеурочное время (причем подчас совершенно бескорыстно). С одной стороны, это, конечно, не системное решение: почему наши налоги должны уходить на оплату плохой химички? С другой — лучше уж так, чем никак. Поэтому нужно использовать всякую возможность закрыть бреши школьного образования. Если это можно сделать через кружок — прекрасно! Если можно из своей родительской среды найти людей, способных позаниматься с детьми какими-то предметами, — флаг в руки!
Иногда родители принимают решение перевести детей на домашнее обучение и самостоятельно заниматься с ними. У меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, во многих случаях это действительно выход, действительно оказывается возможным дать детям лучшие знания, чем они получили бы в массовой школе. С другой — школа не только дает знание, но и социализирует. Дети на домашнем обучении не останутся дома всю жизнь, и вот тут-то, во взрослой жизни, может аукнуться недостаток общения со сверстниками, неумение выстраивать отношения с людьми, работать в коллективе. Словом, тут нужно очень хорошо все взвесить.
Но общий принцип все равно один: будьте активны! Помните, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. А руки у нас есть.



Другие статьи автора: ПРИВАЛОВ Александр

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба