Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №2, 2017

Игумен Дамаскин (Орловский)
Cвященномученик Игнатий (Садковский)

Журнал Фома.

1887–09.02.1938

27 декабря 1929 года, вернувшись после допроса в камеру, епископ Игнатий написал заявление, которое он подал начальнику Тульского ОГПУ: «Я уже в четвертый раз обвиняюсь Тульским ОГПУ по одной и той же статье Уголовного кодекса — 58-й <…> и все эти четыре раза обвиняюсь исключительно по лживому политическому доносу <…> В своих письменных заявлениях, а также на допросах я просил Тульское ОГПУ привлечь этих политических лжецов <…> к открытому и гласному суду и дать мне с ними на этом суде или даже прежде этого суда очную ставку, чтобы вывести этих лжецов наружу <…>.

Повторяю Вам, гражданин начальник, что настоящим заявлением <…> я ищу и искал от Вас не милости, а лишь только справедливости и правды, каковых со стороны представителей Тульского ОГПУ мне намеренно не было оказано при прежних моих арестах…»

***

Священномученик Игнатий родился в 1887 году в Москве в семье священника Сергия Садковского, служившего в Георгиевской на Всполье церкви, и в крещении был наречен Сергием. По окончании в 1907 году Московской духовной семинарии он поступил в Московскую духовную академию, где стал усердно изучать творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Труды благодатного и опытного в духовной жизни святителя, частые поездки за духовными советами в Зосимову пустынь, воспитание, полученное в благочестивой семье, собственное устремление к благочестию склонили Сергия к принятию монашества, и 11 декабря 1910 года он принял монашеский постриг с именем Игнатий, напоминавшим ему о призвавшем его на путь аскетики святителе.

Священноинок, совершавший постриг, написал ему наставление, которое он хранил в сердце своем в течение всей жизни: «Возлюбленный брат и отец Игнатий!.. Как только что явятся помыслы, твори молитву Иисусову: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. И Господь поможет тебе побороть их. Молитва Иисусова очищает нас. Как солнце ходит над землею, высушивает болотистые и скаредные места, так и Сладчайшее имя Господа Иисуса Христа, если ты навыкнешь его повторять непрестанно, будет иссушать все твои помыслы и страсти, очистит твою душу и тело. Это твое первое делание отселе, как монаха.

И еще тебе необходимо всегда помнить смирение и самоукорение. Ты должен научиться постоянно видеть свои грехи и недостатки и не превозноситься над другими, а всегда себя укорять, чтобы почитать себя грешнее всех, во всем обвинять себя и никого не осуждать, чувствовать, что ты хуже всех, и не оправдывать себя, что в твоих грехах виноваты другие. И так непрестанным смирением, самоукорением соблюдай себя от гордости. Ты — ученый и можешь своею ученостию возгордиться пред простецами. Когда придут тебе на сердце такие помыслы, вспомни, что монаху нужно иметь самоукорение и считать себя хуже всех. “Господь гордым противится, смиренным же дает благодать” (Притч 3, 34; Иак 4, 6)».

23 января 1911 года монах Игнатий был рукоположен во иеродиакона. В том же году он окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия, которую получил за работу «В поисках Живого Бога. (Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) и его аскетическое мировоззрение)». 31 июля 1911 года иеродиакон Игнатий был рукоположен во иеромонаха. В 1917 году он поступил в Смоленскую Зосимову пустынь под руководство иеро­схимонаха Алексия (Соловьева), а через год был зачислен в число братии московского Данилова монастыря.

Епископ Игнатий с монахинями Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. Скоро наступят времена испытания веры… Фото 1920-х годов

5 апреля 1920 года он был хиротонисан во епископа Белёвского, викария Тульской епархии. Город Белёв, где ему предстояло служить, имел в то время двенадцать тысяч жителей, занимавшихся по большей части небольшими кустарными промыслами; в городе было два монастыря, мужской и женский, и пятнадцать церквей.

Наступало время испытания веры. В 1922 году власть организовала воинствующих против Церкви обновленцев, многие из которых еще недавно были ее членами. В июне 1922 года духовенство города Тулы избрало на Тульскую кафедру епископа Виталия (Введенского), а он сразу же перешел к обновленцам.

Епископ Игнатий написал тогда благочинным: «…Тульское Епархиальное управление сошло с рельс церковной жизни, отошло от христианской Церкви, ибо стало на платформу так называемой “Живой церкви”. Посему все его распоряжения должно аннулировать. <…> Мой настоящий архипастырский голос и предостережение сообщите <…> духовенству, а через него мирянам… Разъясните духовенству и мирянам, что нужно держаться ограды Христовой Церкви и не бояться тех прещений, коими теперь страшат нас».

После рассылки послания началась беспощадная борьба обновленцев с Православной Церковью на территории Белёвского викариатства. 14 октября обновленцы отправили в ОГПУ рапорт о том, что епископ Белёвский Игнатий открыто заявляет, что единственный законный руководитель Церкви — Патриарх Тихон, и призывает все другие появившееся при поддержке советской власти органы управления считать незаконными и еретическими.

В ночь на 17 января 1923 года епископ Игнатий был арестован и обвинен в том, что он «является ярым сторонником бывшего Патриарха Тихона <…> и во время приезда в Тулу члена ВЦУ протоиерея Красницкого, когда большинство тульского духовенства признало ВЦУ, он остался с меньшинством, не признавшим таковое». 14 сентября 1923 года епископ был отправлен на три года в Соловецкий концлагерь.

По окончании срока заключения, в 1926 году епископ Игнатий вернулся на Белёвскую кафедру, и к нему сразу же явились обновленцы — выяснить его к ним отношение. Епископ отказался что-либо с ними обсуждать, заявив, что не желает беседовать с неправославными.

2 июля 1929 года начальник 6-го секретного отдела ОГПУ Тучков распорядился, чтобы сотрудники Тульского ОГПУ расследовали деятельность епископа Игнатия. 13 ноября против него было начато дело. Владыку обвинили в том, что он 4 февраля собрал после службы в Георгиевской церкви «нелегальное собрание» духовенства из семнадцати священников, где обсуждались вопросы о притес­нении духовенства советской властью, невыдаче духовенству продуктов, недопущении детей духовенства к обучению в школах.

26 декабря 1929 года епископ Игнатий был арестован. Через день следователь допросил его. Отвечая на предъявляемые ему обвинения, владыка сказал: «Виновным себя не признаю».

2 июля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Игнатия к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Усть-Вымьский лагерь под Котласом.

Летом 1932 года епископ был освобожден. В начале 1933 года он встретился с замес­тителем Местоблюстителя митрополитом Сергием, и тот назначил его епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии.

3 февраля 1936 года епископ Игнатий и с ним некоторые священнослужители и миряне города Скопина были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. Допросы продолжались в течение месяца. Владыку обвинили в создании контрреволюционной организации из духовенства и мирян Скопинского района, а также в том, что он намеренно определял на священнические места священнослужителей, освободившихся из лагерей.

 

Материал по теме


5 вопросов о революции и патриархе

Известно, что к патриарху обращались представители кадетов с просьбой благословить «белых», но он отказался, не считая возможным занять одну сторону в гражданской распре.

— Приведите факты антисоветских разговоров со стороны обращавшихся к вам, как к епископу, подведомственных вам священников и монахов, — потребовал от него следователь.

 

— Со стороны приходивших ко мне по делам священников и монахов никаких антисоветских разговоров в моем присутствии не было, — ответил епископ.

— Какие антисоветские указания вы давали приходившим к вам священникам и монахам?

— Никому из духовенства я антисоветских указаний не давал, и никто из духовенства по этому поводу ко мне не обращался.

— Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? — задал следователь последний вопрос.

— В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, — ответил епископ.

16 марта 1936 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило епископа Игнатия к пяти годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Архангельск.

В 1937 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь, и 3 августа 1937 года епископ Игнатий был вновь арестован и заключен в тюрьму города Архангельска.

— Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам дать откровенные показания о вашей контрреволюционной работе.

— Никакой контрреволюционной работы я не вел и не веду, — ответил епископ.

— Расскажите о контрреволюционной деятельности участников вашей группы.

— У меня никаких соучастников не было, и о контрреволюционной деятельности кого-либо я ничего не знаю.

15 октября 1937 года епископ Игнатий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Ссылка, заключения в тюрьмы, допросы, каторжная работа в лагере окончательно подорвали его здоровье. Епископ Игнатий скончался в Кулойлаге Архангельской области 9 февраля 1938 года и был погребен в безвестной могиле на территории лагеря.



Другие статьи автора: Дамаскин (Орловский)

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба