Журнальный клуб Интелрос » Фома » №2, 2018
В подмосковном городе Балашиха, в микрорайоне Железнодорожный есть православная гимназия во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. В январе ей исполнилось 25 лет — в 1993 году первой из православных школ она получила аккредитацию. Накануне юбилея «Фома» побывал там и посмотрел, как живет гимназия и ее ученики сейчас.
Идея создать православную гимназию появилась гораздо раньше 90-х. Так вышло, что во второй половине 80-х годов мне довелось много бывать в Польше, где есть немало православных приходов. Так вот, в Польше даже при коммунистической власти не прерывались традиции религиозного образования, там были замечательные православные воскресные школы, я видел, как в них преподают, и, конечно, хотелось сделать нечто подобное и на Родине. Но в советское время это было невозможно. Причем мне задолго до 1993 года об этом говорили разные люди из нашего города, и простые люди, и из начальства: батюшка, вот бы хорошо открыть православную школу!
Кроме того, в те годы я был одним из руководителей Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, председателем которого был тогда игумен Иоанн (Экономцев), и тогда же мы организовали международные Рождественские чтения, которые с тех пор проводятся ежегодно. Там случались бурные дискуссии: нужно ли открывать православные школы, готово ли к ним общество, готова ли к ним Церковь. Были разные опасения, а я утверждал, что надо действовать. И в какой-то момент сказал: «А вот возьму и сделаю!»
В мой кабинет постоянно стучится кто-то из учеников: «батюшка, можно с Вами поговорить?» Приходят и малыши, и старшеклассники, рассказывают о своих проблемах, о сложностях в отношениях с родителями, с друзьями. Причем они знают: я никогда их не буду ругать. Что бы мне ни рассказал ребенок, я не повышу голоса, не начну его стыдить. Если он сильно неправ в чем-то, я осторожно, наводящими вопросами, помогаю ему самому иначе взглянуть на ситуацию. «А представь себя в эту минуту на месте мамы, о чем бы ты подумала?» «А что, если попробовать попросить прощения? По своему детству помню, как это сложно, но поверь: очень помогает!»
В 90-е годы учеников из глубоко воцерковленных семей у нас было большинство, процентов 80, наверное, а сейчас — только 20-30 процентов. Принимая детей в гимназию, мы не ставим категорического условия, чтобы семья была воцерковленной. Но, конечно, предупреждаем родителей, что у нас школа православная, что ребенок здесь будет получать православное воспитание и что если уж вы решили отдать сюда ваше чадо, то давайте придерживаться единого подхода. В большинстве случаев они относятся к этому с пониманием. И более того, очень часто бывает так, что к нам приходит ребенок из маловерующей семьи, воцерковляется у нас сам — и вслед за ним воцерковляется вся семья.
В 2008 году мы открыли и свой детский сад — «Благовест». Зачем? Воспитание и образование — это процесс непрерывный, нет тут никаких жестких границ между детским садом и школой, между школой и вузом. Открыв детский сад, воспитывая малышей с самого раннего возраста, мы потом берем их в первый класс, и в гимназии их воспитание продолжается естественным, органичным путем. Гораздо легче что-то продолжать, чем начинать с нуля. Не все наши выпускники подготовительной группы детского сада идут в гимназию, но большинство, примерно 70 процентов. Кстати сказать, среди воспитателей детского сада есть и выпускники нашей гимназии. Есть они и среди гимназических учителей. Пока немного, но несколько наших ребят учатся сейчас на педагогов, и по окончании вузов собираются пойти работать к нам. Так что у нас, говоря языком прошлых лет, «непрерывное производство».
Многие считают, что дети год от году портятся, что раньше было «о-го-го», а сейчас «увы». Я с этим категорически не согласен! На самом деле все куда сложнее, идут разные, подчас диаметрально противоположные процессы. Могу сказать, что за последние годы наши ученики в массе своей стали гораздо сознательнее, чем раньше. Сейчас девиантное поведение — это совсем уж единичные случаи, раньше же такое бывало куда чаще. Сейчас дети очень хорошо понимают, зачем надо учиться, зачем надо молиться, зачем мы делаем то, зачем это. Их вера, по моим наблюдениям, становится более осмысленной. Хотя есть и негативные тенденции — дети меньше читают, меньше энергии тратят даже на то, чем интересуются. Они становятся ленивее, а причины этого — вне школы. Причины — в «духе века сего», с его массовым стремлением к комфорту, с боязнью ответственности, со страхом проявлять инициативу…
Мы учим детей, особенно старшеклассников, тому, что им придется жить в очень нестабильном мире, в мире, где возможны самые разные потрясения — экономические, политические, техногенные. В таких потрясениях очень трудно сохранить ясную голову, не поддаться «стадному чувству», не сделать какие-то глупости, способные исковеркать жизнь. А как устоять? Только имея четкую иерархию ценностей, только имея твердую опору. И эта опора — Церковь.