Журнальный клуб Интелрос » Фома » №2, 2018
К Вологде, как ни к какому другому русскому городу, можно отнести слова искусствоведа Николая Врангеля, сказанные еще в начале ХХ века: «Важны не подробности, не частности, а все то общее — краски, звуки и фон, которые взятые вместе, создают нечто знаменательное и важное. В этом вся русская жизнь: в слиянии многих разрозненных элементов… И нельзя отделить дома от деревьев, его осеняющих, птичьего говора — от игры красок на узорах стен, шепота листьев за окном — от тихой думы старинных книг…»
Памятник преподобному Герасиму Вологодскому — один из самых удачных памятников святым. До того, как я увидел его, мне казалось, что памятники святым вообще ставить нельзя. Большинство этих монументов разочаровывают именно своей подавляющей монументальностью.
Но вот представьте: вы идете по берегу реки Вологды, любуясь на панораму заречных храмов и думая о чем-то своем, и вдруг видите рядом с собой худенького монаха в черной ризе ростом чуть выше десятилетнего ребенка. Монах стоит на небольшом камне и кротким взглядом провожает идущих мимо прохожих. Понятно, почему он на камне — иначе из-за кустов и высокой травы он бы не видел лодок на реке и дивной свечи храма Сретения на заречном берегу.
Место, где стоит преподобный Герасим, особенное — отсюда пошла сама Вологда. Согласно преданию, в 1147 году преподобный Герасим пришел «на великий лес на средний посад Воскресения Христова на Ленивыя площадки малого Торжку…»
Хранящее множество тайн древнее городище ХIV–ХVI веков находится на глубине около полутора-двух метров под окрестными улицами и домами. Три года назад во дворе дома №2 по улице Ударников (это пять минут ходьбы от того места, где стоит памятник Герасиму Вологодскому) работал Вологодский отряд Северорусской археологической экспедиции, и недавняя выпускница университета Настя Гомзякова нашла первую вологодскую берестяную грамоту! Кстати, отряд этот работает в городе весь полевой сезон и его начальник Игорь Кукушкин всегда рад волонтерам.
Адрес: Сквер на берегу Вологды в начале улицы Маяковского
На Кремлевской площади вас встретит белоснежный Софийский собор с пятью серебристо-серыми главами. При всем своем величии — 59 метров высотой! — он не подавляет своими размерами, а кажется воздушным кораблем с туго надутыми парусами.
У собора нет ни малейшей внешней декоративной отделки, и глядя на него, невольно вспоминаешь северных аскетов и прежде всего Нила Сорского. Собор сооружен в 1568–1570 годах, при Иване Грозном — примерно век спустя после того, как преподобный Нил пришел в вологодские леса с Афона.
Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть…
Когда Николай Рубцов написал эти стихи, мне было девять лет и всякий день я приходил с приятелями на горку к собору Софии, чтобы вдоволь накатавшись и набарахтавшись в снегу, вернуться в синих сумерках домой.
Виртуальное путешествие по Софийскому собору можно совершить на сайте sophia-vologda.ru. Здесь можно увидеть всю стенопись собора, созданную в XVII веке, от столпов до барабанов.
Колокольня вологодского Софийского собора — одна из самых высоких на Русском Севере: почти 80 метров! С 1870 года куранты отбивают четверти и полный час (первые часы были установлены на соборной колокольне, еще деревянной, в семнадцатом веке). На колокольне сохранился уникальный набор колоколов XVII—XIX веков. Каждый из них имеет имя: Праздничный, Архангельский, Большая Лебедь, Малая Лебедь, Часовой, Великопостный… Один из колоколов — весом 176 пудов — отлил создатель Царь-колокола Иван Моторин. В 1930 году ретивые исполнители указа горсовета о снятии колоколов со всех церквей Вологды встретили неожиданный отпор — работники краеведческого музея просто закрыли колокольню на замок. Ни один колокол не был сброшен с соборной колокольни.
Подъем на колокольню даже у молодого человека занимает не менее пятнадцати минут, но к каждому, кто доберется до верхней смотровой площадки (она находится выше звонницы, у основания главы), непременно вернутся силы. Вид, открывающийся с колокольни, прекрасен в любую погоду. Храмы, домики, извивы реки, лодки, мосты… Вся Вологда и даже синие леса вдали — как на ладони. Для меня лет с пяти-шести — это самое яркое ощущение родины. Некоторая опаска, которую испытываешь на высоте, только усиливает твой восторг.
Однажды мне удалось «взлететь» выше смотровой площадки и прикоснуться к кресту, сиявшему над городом в утренних лучах. Это было в начале 1980-х, когда верхолазы-реставраторы золотили крест и купол. Я упросил их взять меня с собой на леса. Вскоре меня призвали в армию, и там каждый вечер последней моей мыслью перед тем, как провалиться в сон, была эта: «Приснись мне, Вологда, — как на ладони…»
Адрес: Сергея Орлова, 15.
Башни и купола Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря, основанного небесным покровителем Вологды Димитрием Прилуцким в XIV веке, хорошо видны с колокольни Софийского собора. Монастырские башни XVII века достигают высоты 20 метров. Длина мощных каменных стен — около километра.
Преподобный Димитрий Прилуцкий был сподвижником преподобного Сергия Радонежского, крестным отцом одного из детей великого князя Димитрия Донского.
В Прилуцком монастыре в 1812 году хранились святыни Патриаршей ризницы и сокровища кремлевских соборов. У гробницы преподобного Димитрия молился Александр Первый незадолго до своей загадочной смерти в Таганроге.
Прилуцкий монастырь стал местом упокоения гения русской поэзии Константина Батюшкова. Поэт, придавший русской поэзии итальянское благозвучие и написавший «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной…» родился и умер в Вологде.
Писатель Василий Белов очень точно заметил, что «поэзия Константина Батюшкова напоминает полумглу белой северной ночи, ее таинственный и радостный свет…»
Рядом с Батюшковым завещал похоронить себя другой прекрасный русский поэт — Николай Рубцов. Но его завещание не исполнили…
На территории монастыря можно увидеть деревянный храм Успения Пресвятой Богородицыиз Александро-Куштского монастыря, находившегося неподалеку от Вологды близ Кубенского озера. Успенская церковь была построена около 1520 года — это старейший сохранившийся деревянный шатровый храм России. В советское время ее чудом удалось спасти реставраторам и архитекторам, которые настояли на перевозке уникального памятника деревянного зодчества в Вологду, в Прилуцкий монастырь. Там тогда размещались военные склады, и противопожарная безопасность была на высоте.
Добраться до Прилук проще всего на автобусе или на машине, но есть и другие варианты. Летом до монастыря плавает прогулочный теплоходик, а зимой туда можно добраться на лыжах, взяв их напрокат (пункт проката на заречной стороне, прямо напротив Соборной горки).
Адрес: улица Монастырская, 1
Вологда — город поэтов. Улицы, названные их именами, перетекают одна в другую: с Пушкинского бульвара выходишь на улицу Лермонтова, оттуда выходишь на самую красивую улицу города, названную в честь поэта-фронтовика Сергея Орлова, горевшего в танке и написавшего знаменитое «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат…»
Улица Орлова приводит вас к замечательному памятнику Константину Батюшкову работы скульптора Вячеслава Клыкова. Только что вернувшийся из военного похода поэт стоит на Соборной горке, вблизи церкви Александра Невского и неподалеку от Софийского собора. Неподалеку, с дома, где жил поэт, начинается и улица Батюшкова.
А прямо напротив, за рекой, — улица Николая Рубцова. Если вы приехали в Вологду морозной зимой, то у вас есть одно важное преимущество перед теми, кто приезжает сюда летом: вы можете спуститься к реке и по одной из утоптанных тропинок перейти на заречную сторону.
Улица Рубцова — одна из самых коротких в Вологде, всего 368 шагов (короче только улицы Малая Сибирская и Каменный мост).
Здесь, в тихом Заречье, строки Рубцова вспоминаются особенно часто. В одном из самых известных стихотворений поэта есть такие строки: «Живу вблизи пустого храма, // На крутизне береговой…» Если у вас есть время для неспешной прогулки, то минут через сорок набережная приведет вас к церкви апостола Андрея Первозванного (набережная VI Армии, 205), рядом с которым некоторое время жил Николай Рубцов. В 1990 году храм АндреяПервозванного стал первым возобновленным храмом в Вологде.
Неподалеку еще одно место, любимое Николаем Рубцовым — речной вокзал, где был ресторанчик «Поплавок». Здесь в разное время бывали Александр Яшин, Виктор Астафьев, Белла Ахмадулина… Жаль, что судоходство на реке почти прекратилось и надпись «Речной вокзал» уже с трудом угадывается на дебаркадере.
Но рядом бронзовый Рубцов, не зная ни о чем этом, идет с чемоданчиком к пристани, предполагая уплыть на стареньком теплоходе в деревню Николу, где прошло его сиротское детство.
Как добраться до памятника Николаю Рубцову:
Пешком, автобусом или на машине до сквера у дома Петра Первого на Советском проспекте.
Понятно, что примерка — это для барышень, но в единственном в России Музее кружева будет интересно всем. Это настоящий дворец, где на площади 600 квадратных метров собраны шедевры вологодского кружевоплетения, давно ставшего явлением мировой культуры. Работы вологодских кружевниц уже в конце ХIХ века получали золотые медали на Международных выставках. В вологодских деревнях девочки с пяти лет плели кружева. Девочки и сегодня с радостью учатся кружевоплетению в Губернаторском колледже народных художественных промыслов, в кружках и студиях, а также в самом Музее кружева, где настоящие кружевницы научат маленьких посетителей плести плетешок — самый простой элемент кружевоплетения.
На первом этаже музея находятся выставочные залы, салон-магазин, кафе, учебный класс, на втором — экспозиционные залы и главная галерея.
Адрес: Кремлевская площадь, 12
Маленькое село Покровское в двадцати восьми километрах от Вологды только недавно появилось на паломнических и туристических картах, но уже сегодня сюда стремятся люди со всего света.
Покровское — родина святителя Игнатия Брянчанинова — выдающегося духовного писателя, к голосу которого прислушивались Николай Гоголь и Федор Достоевский. Его книги и сегодня — увлекательная, горячая, живая словесность. Став архимандритом в 27 лет, он возрождал монастыри и своим примером утверждал там подлинно монашескую жизнь. Умелый администратор и тонкий дипломат, он был назначен управлять огромной Кавказской епархией в условиях жестокой войны. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила святителя Игнатия к лику святых.
В Покровском святителя Игнатия помнит и дом, и липовый парк, и Покровский храм, где когда-то будущего святого крестили с именем Димитрий. Рядом с храмом — семейный некрополь Брянчаниновых.
Как добраться:
Проехать до культурно-просветительского и духовного центра «Усадьба Брянчаниновых» в селе Покровском можно по Новой Московской дороге. У знака «Винниково — 1 км» необходимо повернуть направо по указателю и проследовать 7 километров по дороге до усадебного комплекса. Время работы усадебного комплекса: с ноября по апрель — с 10.00 до 18.00; с мая по октябрь — с 10.00 до 19.00. Выходной день — понедельник.
Русский Север избежал крепостничества. Уровень культуры северного крестьянства поражал даже заморских купцов. Согласно подворной переписи 1785 года почти тридцать процентов мужского населения Вологодского наместничества было грамотным. В то время ни в одной из стран Европы не было такого уровня грамотности сельских жителей. Как жили вологодские крестьяне до коллективизации — об этом сейчас можно узнать из знаменитой книги Василия Белова «Лад» или на экскурсии в пригородном Семёнкове, где расположен архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества под открытым небом.
На территории музея «Семёнково» представлены два храма, одна усадьба, двенадцать домов, семнадцать амбаров, ледников и бань. Круглый год здесь проходят мастер-классы по десяти видам традиционных росписей, изготовлению кукол, плетению из бересты, вышивке, пропильной резьбе, изготовлению минеральных красок, интерактивные программы — яркие зарисовки крестьянской жизни.
Как добраться: на машине до 12-го километра автодороги Вологда-Медвежьегорск.
Это, конечно, не торжественный Александровский сад в Москве. Это небольшой сад поблизости от Вологодского кремля. Когда-то он был архиерейским, и некоторая сокровенность этого места до сих пор чувствуется здесь. А во времена Ивана Грозного здесь был ров, окружавший крепость. Теперь на месте рва — небольшие, но ухоженные пруды с мостиком. Перила мостика вологодские молодожены сплошь увесили замками и замочками.
Тенистые тропинки, а рядом, на выходе из парка, в трехэтажном особняке ХIХ века — самый уютный вологодский музей с элегическим названием «Мир забытых вещей».
Как добраться:
Кремлёвский сад располагается между Вологодским кремлем и улицей Ленинградской, а одной своей стороной выходит к реке Вологде.
Музей «Мир забытых вещей»: ул. Ленинградская, 6.
Благодарю историка и археолога Александра Валерьевича Суворова за помощь в подготовке очерка.
Фотографии материала (кроме фотографий Наты Сучковой) предоставлены издательством “Древности Севера”.