Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2013
Говорят, что знания мешают чистой вере.
На самом деле гносеомахия (отрицание познавательных усилий человека) в Церкви считается ложным учением, ересью: «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию», — так передает преподобный Иоанн Дамаскин учение ереси гносеомахов.
Часто спрашивают: что значит «образ и подобие»? В чем разница между ними?
Отвечаем: по мнению большинства святых Отцов, образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе; а подобие — в правильном развитии и усовершенствовании этих сил человеком, в придании им богоподобной чистоты и святости. Следовательно, образ Божий мы получаем от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получив от Бога только возможность к нему.
Почему в Церкви почитаются иконы, Ведь это же всего лишь доски с нанесенной на них краской?
Потому, что честь, воздаваемая образу, переходит и на изображенного. Этот принцип известен каждому человеку, хранящему фотографии близких людей. К примеру, если фотокарточка мамы вдруг случайно упадет на пол, мы непременно поднимем ее и бережно поставим на место. Или когда в долгой разлуке мы целуем фотографию любимого человека — это ведь вовсе не означает, будто мы оказываем почтение куску бумаги с фотоэмульсией. Точно так же и в Церкви — верующими почитаются не дерево и краска, из которых сделаны иконы, а любимые образы Господа, Богоматери, святых.
Часто спрашивают: можно ли быть нравственным вне религии? И если да, то зачем тогда нужна религия вообще?
Отвечаем: нравственным человеком вне религии быть, конечно же, можно. Но цели и задачи у нравственности и религии совершенно различные. Дело в том, что нравственность упорядочивает отношения между людьми в обществе, а религия — приводит человека к Богу. Хотя заповеди Евангелия, например, вполне могут регулировать и общественные отношения (о чем свидетельствует вся история христианской цивилизации). Но все же установление нравственных норм является в религии не главной целью, а лишь условием, при котором становится возможным соединение духа человеческого — с Духом Божиим.