Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2014
Фото предоставлено пресс-лужбой
Патриарха Московского и всея Руси
В великопостные дни и пространство храма, и содержание молитв меняется очень сильно. Все чаще звучат Псалтирь и отрывки из Ветхого Завета, все реже — пение, даже колокольный звон становится более размеренным и простым. Особая атмосфера, особая тональность пения, особые чтения, особые каноны, земные поклоны. Всего не охватишь, но скажем несколько слов об основных богослужебных изменениях в период Великого поста и об их значении.
Традиция просить друг у друга прощения перед началом поста — монастырская. Монахи древних монастырей на время Четыредесятницы поодиночке уходили в пустыню, и никто из них не мог знать, вернется ли он в обитель к Страстной неделе или не доживет до этого дня. Монахи просили друг у друга прощения за все вольно и невольно нанесенные обиды, причем во время этого чина — как ободрение и напоминание о грядущей радости — звучали пасхальные песнопения. Их можно услышать и в наше время перед самым началом поста.
Чин Прощения сегодня — это вечерня, обычно она начинается в 16 или 17 часов в последнее воскресенье перед постом. Интересно, что первая ее половина — праздничная, священники совершают ее в соответствующем облачении. В середине службы они переоблачаются в традиционные для Русской Православной Церкви великопостные одежды черного цвета, и тональность богослужения — уже совсем иная. В конце вечерни настоятель с земным поклоном просит прощения у всех прихожан, потом каждый из присутствующих просит прощения у других. Приходские традиции этого действа различны: где-то люди по очереди подходят к настоятелю и к священникам, а потом — к родным и просто знакомым. Где-то кланяются в землю, где-то — в пояс. Где-то принято троекратное целование, где-то нет. Главное — содержание происходящего, на которое настраивает само богослужение.
Это творение святителя Андрея Иерусалимского (или Критского), подвижника из иерусалимского монастыря св. Саввы, жившего на рубеже VII-VIII веков и поставленного архиепископом города Гортины на острове Крит.
Канон Андрея Критского содержит 250 тропарей. Он разбивается на четыре части и читается по вечерам в первые четыре дня Великого поста. Эти службы называются Великим повечерием и длятся порядка двух часов каждая. По сложившейся в современной Церкви традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего — с параллельным переводом на русский язык. Чтение происходит при свечах.
В четверг (на практике — в среду вечером) на пятой неделе Великого поста канон Андрея Критского прочитывается целиком, и вместе с ним мы слышим житие преподобной Марии Египетской, подвижницы V-VI веков. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние».
Жизнь преподобной Марии — с юности сознательной и закоренелой грешницы, ставшей великой святой, — наиболее ярко показывает, что такое покаяние, не закрытое ни для одного на свете человека, каким бы он ни был, но и требующее искренности и большого труда.
Единственным свидетелем подвига преподобной Марии стал монах Зосима. От него история святой, почти полвека подвизавшейся в одиночку в Синайской пустыне, передавалась дальше, из уст в уста. В VII веке предание записал Софроний Иерусалимский, и именно в этом виде оно дошло до наших дней.
Преподобный Ефрем Сирин (т. е. сириец), чье имя широко известно именно благодаря короткой молитве, пронизывающей весь Великий пост, не всегда каялся так глубоко и смиренно. Современники свидетельствовали, что в юности будущий подвижник был очень вспыльчив, раздражителен и совершал много необдуманных поступков. Впрочем, впоследствии изменился до неузнаваемости, став примером для многих.
Эту молитву, написанную им в числе прочих гимнов и молитв, еще при его жизни — в IV веке — перевели на греческий язык, и вскоре она вошла в состав богослужений. Сегодня в Русской Церкви она читается в будни на всех службах Великого поста, а заканчивается ее чтение в Великую Среду Страстной недели.
Порядок совершения молитвы Ефрема Сирина такой:
Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (совершается земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (земной поклон).
Боже, очисти мя, грешнаго/грешную. (эти слова произносятся про себя 12 раз, с поясными поклонами).
Затем вся молитва произносится полностью, с одним земным поклоном в конце.
Это единственная молитва, которая вводится в домашнее правило каждого христианина Великим постом.
Хотя есть еще один текст, добавляемый в наши обычные молитвы перед причащением. Это тропарь, который будет звучать в храмах в страшную Страстную седмицу, однако в последовании к Причащению он появляется уже в первые дни поста:
«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе».
На русский язык он переводится так (перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота)):
«Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!»
В Восточных Церквах Литургия Преждеосвященных Даров известна с первых веков. Возникновение же этой службы на Западе обычно связывают с именем папы римского Григория Двоеслова, жившего в VI веке, еще до разделения католической и православной церквей, и почитаемому сегодня одинаково и той, и другой. У католиков Литургия Преждеосвященных Даров сегодня совершается лишь раз в году, в Великую Пятницу. У православных — каждую среду и пятницу Великого поста, вплоть до четверга Страстной недели.
Связано это с тем, что полная Литургия — самое торжественное и радостное событие в богослужебном круге, и ее присутствие несколько меняло бы тон великопостных будней. Но чтобы не лишать христиан радости Причастия, была введена Преждеосвященная Литургия, как ее называют в народе, — более сдержанная служба. Главное отличие ее от полной Литургии — в отсутствии самого главного момента: Таинства претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Принцип, заложенный здесь, восходит к апостолам, когда освященные Дары после богослужения приносились тем, кто не мог причаститься со всеми. Существовал обычай уносить с собой часть Святых Даров, с тем, чтобы причащаться дома каждый день. Святитель Василий Великий свидетельствует, что так могли поступать не только монахи и отшельники, но и простые христиане Александрии и других египетских городов.
Сегодня Литургия Преждеосвященных Даров совершается утром и длится несколько дольше обычной Литургии. С 1968 года, согласно определению Синода, была официально возвращена практика совершать это богослужение вечером, как и было установлено в древней Церкви. По красоте и глубине Преждеосвященную Литургию трудно с чем-либо сравнивать. Многие духовники советуют найти время и хотя бы раз за Великий пост причаститься на ней