Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2014

Валерия ПОСАШКО
Cемь недель перед Пасхой

Что и почему меняется в храме Великим постом

Фото предоставлено пресс-лужбой 
Патриарха Московского и всея Руси

В великопостные дни и пространство храма, и содержание молитв меняется очень сильно. Все чаще звучат Псалтирь и отрывки из Ветхого Завета, все реже — пение, даже колокольный звон становится более размеренным и простым. Особая атмосфера, особая тональность пения, особые чтения, особые каноны, земные поклоны. Всего не охватишь, но скажем несколько слов об основных богослужебных изменениях в период Великого поста и об их значении.

Чин прощения

Традиция просить друг у друга прощения перед началом поста — монастырская. Монахи древних монастырей на время Четыредесятницы поодиночке уходили в пустыню, и никто из них не мог знать, вернется ли он в обитель к Страстной неделе или не доживет до этого дня. Монахи просили друг у друга прощения за все вольно и невольно нанесенные обиды, причем во время этого чина — как ободрение и напоминание о грядущей радости — звучали пасхальные песнопения. Их можно услышать и в наше время перед самым началом поста.
Чин Прощения сегодня — это вечерня, обычно она начинается в 16 или 17 часов в последнее воскресенье перед постом. Интересно, что первая ее половина — праздничная, священники совершают ее в соответствующем облачении. В середине службы они пере­облачаются в традиционные для Русской Православной Церкви великопостные одежды черного цвета, и тональность богослужения — уже совсем иная. В конце вечерни настоятель с земным поклоном просит прощения у всех прихожан, потом каждый из присутствующих просит прощения у других. Приходские традиции этого действа различны: где-то люди по очереди подходят к настоятелю и к священникам, а потом — к родным и просто знакомым. Где-то кланяются в землю, где-то — в пояс. Где-то принято троекратное целование, где-то нет. Главное — содержание происходящего, на которое настраивает само богослужение.

Великий покаянный канон Андрея Критского

Это творение святителя Андрея Иерусалимского (или Критского), подвижника из иерусалимского монастыря св. Саввы, жившего на рубеже VII-VIII веков и поставленного архиепископом города Гортины на острове Крит. 
Канон Андрея Критского содержит 250 тропарей. Он разбивается на четыре части и читается по вечерам в первые четыре дня Великого поста. Эти службы называются Великим повечерием и длятся порядка двух часов каждая. По сложившейся в современной Церкви традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего — с  параллельным переводом на русский язык. Чтение происходит при свечах.
В четверг (на практике — в среду вечером) на пятой неделе Великого поста канон Андрея Критского прочитывается целиком, и вместе с ним мы слышим житие преподобной Марии Египетской, подвижницы V-VI веков. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние». 
Жизнь преподобной Марии — с юности сознательной и закоренелой грешницы, ставшей великой святой, — наиболее ярко показывает, что такое покаяние, не закрытое ни для одного на свете человека, каким бы он ни был, но и требующее искренности и большого труда. 
Единственным свидетелем подвига преподобной Марии стал монах Зосима. От него история святой, почти полвека подвизавшейся в одиночку в Синайской пустыне, передавалась дальше, из уст в уста. В VII веке предание записал Софроний Иерусалимский, и именно в этом виде оно дошло до наших дней.

 Молитва Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин (т. е. сириец), чье имя широко известно именно благодаря короткой молитве, пронизывающей весь Великий пост, не всегда каялся так глубоко и смиренно. Современники свидетельствовали, что в юности будущий подвижник был очень вспыльчив, раздражителен и совершал много необдуманных поступков. Впрочем, впоследствии изменился до неузнаваемости, став примером для многих.
Эту молитву, написанную им в числе прочих гимнов и молитв, еще при его жизни — в IV веке — перевели на греческий язык, и вскоре она вошла в состав богослужений. Сегодня в Русской Церкви она читается в будни на всех службах Великого поста, а заканчивается ее чтение в Великую Среду Страстной недели.

Порядок совершения молитвы Ефрема Сирина такой:

Господи и Владыко живота моего! 
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (совершается земной поклон).

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (земной поклон).

Боже, очисти мя, грешнаго/грешную. (эти слова произносятся про себя 12 раз, с поясными поклонами).

Затем вся молитва произносится полностью, с одним земным поклоном в конце.
Это единственная молитва, которая вводится в домашнее правило каждого христианина Великим постом. 

Хотя есть еще один текст, добавляемый в наши обычные молитвы перед причащением. Это тропарь, который будет звучать в храмах в страшную Страстную седмицу, однако в последовании к Причащению он появляется уже в первые дни поста:
«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе».

На русский язык он переводится так (перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота)):
«Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!»

Литургия Прежде­освященных Даров

В Восточных Церквах Литургия Преждеосвященных Даров известна с первых веков. Возникновение же этой службы на Западе обычно связывают с именем папы римского Григория Двоеслова, жившего в VI веке, еще до разделения католической и православной церквей, и почитаемому сегодня одинаково и той, и другой. У католиков Литургия Преждеосвященных Даров сегодня совершается лишь раз в году, в Великую Пятницу. У православных — каждую среду и пятницу Великого поста, вплоть до четверга Страстной недели. 
Связано это с тем, что полная Литургия — самое торжественное и радостное событие в богослужебном круге, и ее присутствие несколько меняло бы тон великопостных будней. Но чтобы не лишать христиан радости Причастия, была введена Преждеосвященная Литургия, как ее называют в народе, — более сдержанная служба. Главное отличие ее от полной Литургии — в отсутствии самого главного момента: Таинства претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. 
Принцип, заложенный здесь, восходит к апостолам, когда освященные Дары после богослужения приносились тем, кто не мог причаститься со всеми. Существовал обычай уносить с собой часть Святых Даров, с тем, чтобы причащаться дома каждый день. Святитель Василий Великий свидетельствует, что так могли поступать не только монахи и отшельники, но и простые христиане Александрии и других египетских городов. 
Сегодня Литургия Преждеосвященных Даров совершается утром и длится несколько дольше обычной Литургии. С 1968 года, согласно определению Синода, была официально возвращена практика совершать это богослужение вечером, как и было установлено в древней Церкви. По красоте и глубине Преждеосвященную Литургию трудно с чем-либо сравнивать. Многие духовники советуют найти время и хотя бы раз за Великий пост причаститься на ней



Другие статьи автора: ПОСАШКО Валерия

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба