Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2015
Ребенок усваивает от родителей не только словарный запас, но и манеру разговаривать, и систему ценностей. Если родители не разговаривают с детьми о сложных вещах, то нельзя ждать этого от детей.
Чтобы ребенок говорил хорошо и правильно, с ним надо много разговаривать на самые разные темы. И общаться с ним надо, как со взрослым — только взрослым, не очень разбирающимся в теме. Не надо утаивать, умалчивать, преуменьшать.
И, конечно, надо играть в словесные игры. Такие игры, кстати, прекрасный способ поддерживать нашу собственную литературную речь. Ведь мы сами проводим все больше времени в интернете, причем, зачастую, на ограниченном числе сайтов, блогов и форумов. Так что наша лексика незаметно для нас деформируется в соответствии с принятой там манерой общения.
Вот несколько игр, в которые я сам играю:
— Я назову слово, а ты придумай рифму, потом наоборот. Придумай десять рифм к одному слову.
— Опиши дорогу до школы, чтобы десять раз не повториться (побежал, побрел, заскочил, поплелся — вместо пошел, зашел, дошел).
— Придумай новые названия для чего-то. Например, мой восьмилетний сын сейчас увлечен динозаврами, и одна из наших игр — придумать новые названия динозавров. Чем больше в них слогов — тем лучше. Автобусозавр, например.
— Давай сочинять стихи: одну строчку я, одну ты.
С детьми нужно читать книги. Распространенное поверье, что если взрослые будут читать книги с детьми, то потом дети будут читать сами, к сожалению, не оправдывается. Но читать детям книги нужно хотя бы для того, чтобы ребенок слышал от папы или мамы правильную литературную речь. Это так же важно, как в театр ходить. Кроме того, когда ребенок слушает, он спрашивает о незнакомых словах, с ним можно обсудить непонятное, можно разговаривать о прочитанном — в том числе о вопросах, которые родителям, может быть, и в голову не придет обсуждать с детьми без повода.
Есть темы, на которые с детьми обязательно надо разговаривать, и вот тут помогут книги. Для старших дошкольников это книги о школе, книги про обычную жизнь и обычных детей — таких, как они сами. Дети обычно очень боятся, что они не такие, как все, но не могут этого сформулировать. И когда находят похожего на них книжного героя или приметы своей жизни в книжках, то бурно радуются.