Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2016
На вопрос читателя Как спастись заядлому грешнику? отвечает Александр Ткаченко
Думаю, что если бы Вы действительно отвернулись от Христа, то не стали бы так огорчаться своей немощью перед страстями и не озаботились бы вопросами о собственном спасении. Ваше письмо говорит скорее о том, что Вы пока еще не пришли к Нему, что живая встреча со Христом в Вашей жизни еще не произошла.
Будучи крещены в детстве, Вы только сейчас начали задумываться о Боге. А в приведенной Вами цитате апостол Павел говорит о людях с совершенно иным опытом. Сначала они были очень серьезно научены вере. Затем просвещены и возрождены к новой жизни в таинстве Крещения, благодаря чему опытно познали в себе плоды этой новой жизни во Христе. И, наконец, уже после всего этого сознательно отказались от христианства. Для таких людей покаяние и в самом деле невозможно, но вовсе не потому, что Бог на них рассердился и не желает больше их слышать. Бог любит всех и ни от кого не отворачивается. Но как можно вернуть ко Христу того, кто, уже познав Его любовь и милость, решил в своем сердце: «Я буду жить без Христа»?
Очевидно, что эта грустная история совсем не про Вас. Свой грех Вы уже видите, но вот той силы, которая позволяет христианину преодолевать влечение ко греху, Вы в себе еще не осознаете, и потому — не чувствуете. Будучи крещены, Вы не были научены вере и правильной духовной жизни по ней. Этот пробел в своей христианской биографии Вам еще только предстоит восполнить, и уверен, что Господь пошлет Вам для этого достойных учителей. Я же хочу лишь немного рассказать Вам здесь о значении крещения в духовной жизни человека, а также — о том, что происходит с теми, кто крестился в детстве, но не получил должного христианского воспитания.
Сегодня довольно часто можно встретить среди людей нецерковных такое мнение: «Зачем нужна Церковь, если я и без нее могу просто жить по заповедям Христа, читать Библию и молиться Богу?» В самом деле — духовная литература сегодня продается открыто, да и в Интернете есть множество православных сайтов, так что правила христианской жизни можно для себя узнать, и не будучи членом Церкви. Выучил заповеди, купил молитвослов, повесил на стену иконы — и веди себе частную духовную жизнь на дому без всяких дополнительных мероприятий, связанных с походами в храм. Почему нет?
Ответ на этот непростой вопрос прозвучит неожиданно просто: потому, что так не получится. Ну вот не получится и всё. Библия будет покрываться пылью на книжной полке, иконы превратятся в элемент интерьера, а заповеди, если и не забудутся вовсе, то уйдут куда-то в глубину памяти, чтобы лишь изредка подавать оттуда слабые сигналы. Конечно, иногда человек будет им следовать, но правилом жизни они для него так и не станут. Причем убедиться в этом легко может любой человек, задающий подобные вопросы. Для этого достаточно поставить несложный эксперимент — прожить, скажем, хотя бы одну неделю своей жизни по Евангелию, внимательно наблюдая за своими чувствами, мыслями, словами и поступками. И тогда вся несостоятельность такого «индивидуального христианства» станет очевидной без сложных теоретических объяснений. Оказывается, человек сам по себе попросту не может жить по заповедям, даже когда имеет самое твердое намерение их исполнить.
В принципе, ничего особо нового тут нет. Подобный опыт своей неспособности к задуманному имеется у каждого жителя нашей планеты в виде реальных плодов известной оптимистической формулы: «Ну всё. С понедельника начинаю новую жизнь».
Каким-то странным образом воля вдруг перестает действовать там, куда ее пытаешься направить, желание почему-то начинает спорить с разумом, а разум — уступать ослабевшей воле и наседающему желанию, которые дружным дуэтом поют ему старую как мир песенку: «Давай сейчас не будем этого делать». Хотя, конечно, на свете есть много волевых людей, которые могут заставить себя делать то, что считают должным. Но в случае с Евангельскими заповедями даже сильная воля не решает проблему. Регулярно читать Библию и молитвенное правило она, возможно, и поможет. Волевым усилием запретить себе смотреть на другой пол с вожделением, осуждать, завидовать — все это теоретически тоже возможно (хотя на практике вряд ли кому-то удавалось). Но вот заставить себя полюбить других людей не сможет даже самый волевой человек в мире. И уж тем более — полюбить тех, кто не любит тебя. Тут воля оказывается бессильной. А ведь все заповеди именно об этом — о любви. Даже запретительные — все эти «не суди», «не пожелай чужого», — они тоже по сути говорят лишь о норме отношения к любимым, которыми должны стать для тебя все люди, вне зависимости от их отношения к тебе. И если ты не любишь, тогда — грош цена твоим волевым усилиям по исполнению всех других заповедей.
Но и это еще не все. К сожалению, духовная жизнь — это не физика, где холод — всего лишь недостаток тепла, а тьма — недостаток света. Зло не есть просто отсутствие добра и любви в человеческой душе. Это активная сила, властно стремящаяся подчинить себе действия человека даже вопреки его осознанной воле. Ее действие доводилось ощущать каждому человеку, испытывающему зависть, гнев, обиду, похоть, уныние и другие состояния, которым душа вроде бы и противится, но ничего не может поделать с ними. Именно эта сила не позволит человеку жить по заповедям Евангелия вне Церкви. Это она будет рождать в душе протест против молитвы, чтения Библии, всевозможными способами возмущать его сердце против других людей, накрывать волной тоски, лени и безвольной апатии.
Церковь называет эту силу законом греха, действующим в нашем теле и в нашей душе. Если говорить совсем просто, то закон этот заключается в расстройстве составов человеческого естества, которое произошло после отпадения человека от Бога. В греческом языке грех часто называется словом «амартиа», что в буквальном переводе на русский означает «мимо цели», «промах». До грехопадения любое действие человека имело своей целью исполнение благой воли Божией о нем самом и о мире вокруг него. Но когда человек отпал от своего Создателя, эту ясную и высокую цель от него заслонило множество других целей, мелких и противоречивых. Все его свойства и способности остались прежними, но вот употреблять их человек стал неподобающим образом. Так стрелок с помутившимся зрением по-прежнему способен натянуть тугую тетиву своего лука и пустить стрелу, но вот куда она попадет — большой вопрос. Скорее всего, такой выстрел вслепую окажется именно «амартиа», то есть — мимо цели.
Вот как пишет об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Со времени преступления Адамова растлились все естественные силы человеческого естества, то есть ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в частях души… Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может действовать, но действовать неразумно. По сей причине все, что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно».
Поэтому и не может человек своими силами исполнить заповеди, даже если знает их наизусть. Наша больная природа мешает нашим благим намерениям. Так, водитель, нарушивший правила дорожного движения и попавший в аварию, не может ехать дальше вовсе не потому, что забыл правила, а потому, что у него сломаны руки и он не может твердо держать руль. И если бы Христос дал людям заповеди просто как формальное знание о добре, это было бы невероятно жестоко. Заповеди оказались бы тогда для падшего человека непреодолимой стеной. Но Господь пообещал также и Свою помощь любому, кто решится жить по Его Заповедям: …И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Для того чтобы исполнить обещание, Он основал на земле Свою Церковь, в которой пребывает и действует вот уже две тысячи лет. А важнейшей частью этой помощи является Святое Крещение.
Что же происходит в Крещении с человеком? Ответ может показаться неожиданным даже для людей, знакомых с христианством: через Крещение в человеке начинает жить Христос. Причем, не в переносном смысле, а самым настоящим образом, как пишет об этом Симеон Новый Богослов: «…Если и мы веруем в Сына Божия и Сына Приснодевы и Богородицы Марии и, веруя, принимаем верно в сердца свои слово об этом и устами это исповедуем, каясь от всей души во всех прежних грехах своих, тотчас этот Бог Слово Отчее входит и в нас, как и во утробу Приснодевы: мы принимаем Его, и Он бывает в нас, как семя. Слыша об этом страшном таинстве, ужасайся, но приемли слово о нем с верою и убеждением. Так зачинаем Его и мы, не телесно, как зачала Дева и Богородица Мария, но духовно, однако же существенно. Мы имеем в душах своих Того Самого, которого зачала и Пренепорочная Дева».
В крещеном человеке начинает духовно жить и действовать Его Создатель. Как это происходит — тайна. Но действие, которое Крещение производит на человека, очевидным образом показывает, что это действительно так. Множество самых разных людей, крестившихся сознательно в зрелом возрасте, свидетельствуют об одном и том же удивительном факте: в Крещении мы получаем силы противостоять закону греха. Эта темная сила хотя и не истребляется полностью в Крещении, но больше мы не находимся у нее в рабстве. Она живет и действует в нас, но уже не на правах господина: ведь там, где поселился Христос, зло не может господствовать. Святой Диадох, объясняя силу этого таинства, говорит, что до Крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует; после же него благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне. Он изгоняется из сердца, как враг из укрепления, и поселяется вне, в частях тела, откуда и действует раздробленно набегами. Поэтому грех для крещеного человека хотя и непрестанный искуситель, но уже не властелин: беспокоит и тревожит, но не повелевает.
И тогда евангельские заповеди из невыполнимого задания вдруг превращаются в технику духовной безопасности, позволяющую сохранить эту удивительную свободу от греха, полученную нами в Крещении даром и без всяких усилий. Они становятся чем-то вроде таблички на столбе высоковольтной линии электропередач — «Не влезай, убьет!» — или же указателя безопасного прохода на минном поле — «Проверено, мин нет». Все за тебя уже сделано Господом, осталось лишь принять решение — сделать ли так, как сказал Он, или же поступить по своей воле. Преподобный Марк Подвижник говорил: «Заповеди не искореняют греха: это есть дело единого Креста Господня. Они же лишь хранят пределы данной нам свободы».
Такова сила Святого Крещения. Но что же происходит с человеком, который был крещен в младенчестве, но впоследствии не получил надлежащего христианского воспитания? Проблема эта не нова. Еще в XI веке преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что в этом случае благодать Крещения может вообще перестать действовать в человеке, хотя возобновить ее при желании возможно: «Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в духе благодать Христову, по коей тотчас воображается в ней Христос. Но крещеные в младенчестве не чувствуют освящения, получаемого в Крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще несовершенны умом, чтоб разуметь принятую благодать. Почему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа; и благодать святого Крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, от которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, примут оглашение, восстановят веру как следует и возуповают на Бога. В таковых скоро опять возгорается Божия благодать и явные дает о себе свидетельства».
У погасшего костра невозможно согреться, сначала нужно его снова разжечь. Человек, крещенный в детстве, но выросший по сути неверующим, не может жить по заповедям, потому что духовно он оказался в состоянии клинической смерти и нуждается в церковной реанимации. Но считать такого человека отвернувшимся от Христа можно будет лишь в том случае, если он, почувствовав в себе эту сохранившуюся в нем искру божественной жизни, теперь уже сознательно погасит ее и в зрелом возрасте откажется от изучения христианской веры, покаяния и борьбы с грехом.
Напоследок мне хотелось бы привести здесь письмо современного христианского подвижника игумена Никона (Воробьева) своему духовному сыну. Оно написано чуть более полувека назад, но удивительным образом в нем звучит прямой ответ и на Ваш вопрос. Уверен, что с течением времени Вы будете находить для себя все больше и больше подобных ответов и совпадений. Потому что Господь любит каждого из нас, а случайностей у Него не бывает.
«Ты читал в Евангелии, что царствие Божие подобно закваске, которую вложили в муку, пока она вся не скисла. Так и душа человеческая не сразу бывает заквашена новой евангельской закваской. Иногда этот процесс заквашивания идет быстро, иногда замедляется. Ты понимаешь, о чем я говорю. Не смущайся поэтому, не видя никакого исправления. Одно нужно: стремись жить по заповедям Евангелия, борись, сопротивляйся добровольно каждому греху, делом ли, словом или помышлением, а не отдавайся добровольно дурному влечению. Если поддашься — кайся пред Господом, проси прощения. И опять борись, и так до смерти.
Помни, что своей силой ты ничего не возьмешь, а всегда призывай Господа Иисуса Христа на помощь при всяком искушении. Тогда твоему доброму произволению будет содействовать сила Божия, поборающая всякий грех, всякое бесовское действие. Если поборешь какое греховное влечение, то не себе это приписывай, не своей силе, а Господу, и благодари Его, что Он помог тебе победить грех. Если же припишешь себе, то опять впадешь в те же грехи.
Чаще призывай имя Божие. Ты несколько понял добро и зло. Господь теперь от тебя ждет, чтобы ты прилеплялся к Нему, к Его св. заповедям, ими руководился бы в жизни, а не внушениями бесов и своей падшей природой, зараженной грехом. Выбор в твоих руках. Господь смотрит на тебя, куда склоняется твоя воля. Земная жизнь и дана человеку для того, чтобы он здесь избрал свободно или Бога, или дьявола. Будущая жизнь потому и зависит от здешней, что работавшие всю жизнь греху и дьяволу, будут с ним и по смерти навеки. А те, кто всю жизнь тянулся к Господу, хотя временами и падал, после смерти будут с Господом в вечном блаженстве».