Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2016
1. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. О молитве. М.: Никея, 2014. — 128 с.
То, о чем пишет владыка Иларион, понятно, близко и очень насущно для каждого, кто хоть раз обращался к Богу — в болезни ли, скорби или в надежде получить желаемое. Без лишних слов, доходчиво, убедительно и спокойно отвечает автор на вопросы, которые есть у каждого из нас, но которые мы часто стесняемся задать священнику. Какими словами молиться? Надо ли полностью вычитывать молитвенное правило? Как бороться с рассеянностью во время молитвы? Можно ли молиться сидя или лежа? Как научиться Иисусовой молитве и как правильно понимать слова молитвы «Отче наш»? Митрополит Иларион на все эти вопросы, на первый взгляд, наивные, дает исчерпывающие для неофитов ответы и ненавязчиво подсказывает, какую богословскую литературу почитать дальше.
Митрополит Иларион, как известно, профессиональный музыкант, композитор. Поэтому в его книге есть прекрасные музыкальные сравнения. Бог — это камертон, по которому мы должны настраивать все струны своей души. Настройка души «на Бога» — труд кропотливый, но результатом становится самое главное — общение с Богом в молитве.
«Порой мы чувствуем, что между нами и Богом — словно глухая стена, что Бог нас не слышит. Но мы должны понять, что этот барьер поставлен не Богом: мы сами своими грехами воздвигаем его… Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него, Бог всегда слышит нас, но мы не слышим Его… Будем помнить об этом, когда готовимся к молитве».
Если увидеть эти эссе в соцсетях — то вряд ли читатель догадался бы, что их автор — монах, еще недавно — насельник Сретенского монастыря, а ныне — ректор Курской духовной семинарии. Его смелый, незашоренный взгляд на явления культуры, великолепное знание современного кинематографа, отнюдь не шапочное знакомство с новинками литературы и свободное цитирование шедевров мировой классики — все это разрушает обывательские стереотипы в отношении монашествующих и вообще священников. Впрочем, как пишет в предисловии протоиерей Андрей Ткачев, архимандрит Симеон Томачинский, свободно чувствуя себя в водоворотах современной жизни, вместе с тем являет собой тип настоящего монаха-книжника, какими были представители этого сословия в Средние века, носителя глубоких, энциклопедических знаний. И этими знаниями он щедро делится с читателями.
Острые, яркие эссе архимандрита Симеона посвящены нашумевшим фильмам: «Дом Солнца» Г. Сукачева, «Голгофа» Дж. М. Макдонаха, «Царь» П. Лунгина, «Поп» В. Хотиненко и другим, которые после этих эссе хочется пересмотреть вновь. А еще — перечитать классику: Достоевского, Гоголя, Чехова, открыть «Исповедь» блаженного Августина или роман Грэма Грина «Сила и слава»… Легкий, живой стиль архимандрита Симеона, его четкая и твердая позиция (без гнетущего давления на читателя) — все это вызывает несомненный интерес к его книге.