Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2016

Вопросы мастерам
Просмотров: 539

Журнал Фома.

Почему Богородицу изображают с веретеном в руках?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Прядение и ткачество — исконно женские занятия, атрибуты «доброй жены» — не единожды упоминаются в Ветхом Завете: и все женщины, мудрые сердцем, пряли своими руками и приносили пряжу голубого, пурпурового и червленого [цвета] и виссон… (Исх 35:25).

Богородицу с веретеном и пряжей в руках мы, как правило, видим на иконах Благовещения. Причем именно так принесение благой вести изображают со времен раннего христианства. Например, на рельефе равеннского саркофага V века архангел Гавриил является Пречистой Деве, когда она сидит за прялкой. На триумфальной арке базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме Богоматерь восседает на троне с пурпурной пряжей и корзиной у ног. Древнейший русский образ Благовещения, что на алтарных столбах киевской Святой Софии, содержит те же черты: Мария в момент встречи стоит, держа в руках кудель и веретено.

Почему же Её изображают с веретеном? Ведь в Евангелии от Луки, где описана сцена явления Гавриила Марии, ничего об этом не говорится.

Дело в том, что традиция изображать Богородицу за рукоделием сложилась под влиянием апокрифического «Протоевангелия от Иакова». Оно является частью церковного Предания и не противоречит Евангелию. Согласно этому источнику, Мария по жребию должна была спрясть пурпур для завесы Иерусалимского храма.

Ангел Господень навестил Пречистую Деву во время исполнения Ею этой ответственной миссии. Однако изображение веретена и пурпурной пряжи — не просто житийная деталь, подчеркивающая, что Богородица была девой искусной и благочестивой. Это образ Воплощения Бога-Слова. Он прекрасно выражен и словесно, молитвенно в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского: «яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоемъ плоть исткася». Своими честными кровями Богоматерь соткала, одела Богомладенца. Эта мысль очень ясно и зримо передает древнерусский образ Благовещения, называемый Устюжским (сейчас он находится в Третьяковской галерее). Здесь на груди Богородицы изображен Христос Эммануил, а пурпурная нить в Ее руках как бы проходит сквозь Него. Нить для будущей храмовой завесы можно также понять как связь небесного и земного

Зачем на иконы вешают ювелирные украшения?

Отвечает Александр Лавданский, иконописец, основатель астерской церковного искусства «Киноварь»

Как правило, ювелирные украшения вешают на особо чтимые иконы в благодарность за исцеление или помощь в каком-то деле. В Греции эта традиция настолько распространена, что неподалеку от храмов с чудотворными образами есть специальные лавки, где продают различные серебряные изделия в форме сердец, ладоней. Человек в любой момент может купить украшение и повесить его на икону, выражая свою благодарность. У нас же люди обычно вешают то, что оказывается под рукой: очень часто это крестики, кольца, кулоны, медальоны с драгоценными камнями. Я вот, например, часто хожу в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Там есть маленький придел с Казанской иконой Богородицы, на которой всегда висит масса украшений. Иногда их становится так много, что образ за ними почти не виден. Смотришь и удивляешься, скольких человек исцелила икона, скольким помогла.

Архив журнала
№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба