Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2017
Лектор: Ирина Языкова, заведующая кафедрой христианской культуры Библейскобогословского института св. апостола Андрея (ББИ) и преподаватель Коломенской духовной семинарии
Есть предание, что первая икона Христа появилась нерукотворным образом. Она связана с историей царя Авгаря. Однажды царь заболел, никто не мог его вылечить. Он послал своего слугу в Иерусалим, где проповедовал Учитель, о котором говорили, что он исцеляет больных, воскрешает умерших. Слуга хотел привести его к царю, чтобы тот помог несчастному. Господь не мог оставить Своего служения, тем не менее Он решил помочь царю: попросил слугу принести чистое полотенце, умыл лицо водой, отер полотенцем и отдал его слуге. И слуга увидел, что на полотенце отобразился лик Христа. От этого нерукотворного лика исцелился царь Авгарь. Это предание было известно уже в IV веке. Документ о нем принадлежит к VI веку. Когда мы говорим об иконе Христа, надо помнить, что для христиан характерно восприятие Его Самого как иконы. Как говорит апостол Павел, Христос есть образ Бога невидимого. Он является единственным истинным изображением Самого Отца, Которого невозможно видеть. Отсюда и появляется идея изображений. Они не дают нам портрет Христа, но передают образ, по-гречески «эйкон». Эйкон — это очень глубокое слово, которое обозначает не просто видимость, а, как скажет Иоанн Дамаскин, видимый образ невидимого. Собственно, это представление и ложится в основу первых христианских икон.