Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2017
Сергей Проскурин, главный дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра
Что стало для Вас открытием номера?
Интервью с Сергеем Мирошниченко (с. 8). Его ответы совпали со многими моими мыслями, облекли их в слова. Полностью соглашаюсь с размышлениями Сергея Валентиновича о нашей потерянной мудрости, о наших беспрестанных колебаниях, о нашей расшатанности, с выводами, которые он делает. А еще мне очень нравится тот подход, который он использует в работе со студентами, — живой и небезразличный. С огромным интересом прочитал это интервью.
Какой материал в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный?
То же самое интервью. В 2017 году нужно как можно больше говорить о тех потрясениях, которые пережила наша страна в 1917 году. Размышлять о том времени и о нас сегодняшних, искать параллели, делать выводы. Мы не сможем строить новый мир, не зная своей истории, не сможем двигаться вперед, не зная своих ошибок. Наша потерянность никуда не исчезла, и мне страшно осознавать, что сегодня наша страна погружается в мир потребительских отношений, где у многих людей вместо иконы — доллар, где ценности и идеалы чаще материальные, чем духовные, где личность человека разрушается. Нам катастрофически не хватает мудрости. Я буду ждать выхода фильма Сергея Мирошниченко «Дно» о Февральской революции: уверен, что он даст возможность посмотреть на ситуацию с новых и неожиданных ракурсов.
Чего не хватает в этом номере?
В этом номере мне не хватило семейной темы. Хотя я знаю, что «Фома» регулярно к этой теме обращается, тем не менее мне хотелось бы видеть как можно больше материалов о воспитании детей, о педагогике, о родительском опыте самых разных людей — от деревенских жителей до московских профессоров. Я считаю, что самое большое упущение в нашей стране — это недовоспитание детей. В 15 лет они уже сформированные взрослые люди, но беда в том, что формирует их, как правило, не семья, не дом, а что-то за пределами его стен. И я считаю, что об этом надо много говорить — так же, как о детях из детских домов, потому что я убежден, что таких страшных заведений, как детдома, существовать не должно, что у каждого ребенка должна быть семья.
Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?
Фоторепортаж «Тихий дом» (с. 54). Это не может не зацепить. Низкий поклон людям из фонда «Со-единение», которые запустили этот проект, которые видят образ Божий в тех, на кого чаще всего закрывают глаза… Низкий им за это поклон! Мы все обязаны помогать людям, у которых нет каких-то возможностей: наши глаза должны стать их глазами, наши уши должны стать их ушами. Я иногда читаю лекции для музыкантов с нарушением или полной потерей зрения. И хотя я их чему-то учу, на самом деле очень многому они учат меня. Потому что я вижу, как эти люди находят в себе мужество бороться за свою жизнь — и счастливы этим, в то время как многие здоровые, молодые, красивые парни и девушки, которые, казалось бы, должны рожать и воспитывать детей, должны помогать нашей стране, не находят в себе такой силы воли.
О чем бы Вам хотелось прочесть в следующих номерах?
Мне хотелось бы видеть больше рассказов и фотографий о жизни Православной Церкви вне стен храма. О жизни приходов. О живых, современных объединениях среди православных людей, которые вместе собираются на спортивных или культурных площадках, в музеях, в каких-нибудь клубах. Ведь чем больше мы будем вместе, тем больше мы будем открывать для себя в том числе и то, как прекрасна наша Церковь.