Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2018
Эта книга о том, «как справиться с горем аборта и обрести мир в душе». А фраза «как научиться быть достойной матерью нерожденных детей» заставляет посмотреть на проблему не под привычным углом, где только две стороны: осуждение искусственного прерывания беременности и оголтелые призывы «чайлдфри» не плодить нищету…
Эта книга полезна женщинам, которым она открывает путь к прощению и возвращению к жизни и говорит о том, «как снова жить с любовью и помнить тех, кого уже нет рядом, и простить тех, кто жив». Она адресована и отцам нерожденных детей. И близким родственникам, на которых часто «отыгрываются» женщины, сделавшие аборт, не отдавая себе в том отчета. Подробно (но тактично) описаны все стадии душевных переживаний женщины, решившейся на аборт: от терзаний «оставить — не оставить» до глубочайшего раскаяния, которое испытывает даже самая легкомысленная особа. Тут есть и экскурс в историю: отношение к абортам в древней Греции, у ранних христиан, в европейском Средневековье и в российской истории. Здесь есть объяснение беспечного отношения к абортам советских людей, которых учили, что человеческий эмбрион до десяти недель — то же самое, что эмбрион рыбы. А посему и расправиться с ним можно так же, как с рыбой…
Парировать глупые высказывания типа «это не человек, а клеточка!» помогут цитаты-аргументы из статей митрополита Антония Сурожского: «В момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком, его уничтожение является убийством человека».
Сборник Владимира Легойды «Церковь, возвышающая голос» состоит из 18 статей, авторских «колонок», а также интервью, большей частью опубликованных ранее на сайтах, в газетах и журналах, в том числе на страницах «Фомы».
Тексты, вошедшие в книгу Владимира Легойды, так или иначе затрагивают множество разнообразных тем: интеллигенция наших дней, памятник князю Владимиру Святому, конформизм, аборты, положение на Украине, ереси, революция, фильм «Матильда», традиционализм и модернизм… Но по большому счету предмет, вокруг которого сгруппированы все высказывания автора книги, один: диалог Церкви с современным обществом.
На Церковь обрушиваются тысячи вопросов и укоризн: почему священники до сих пор не на баррикадах? Нет, почему епископы до сих пор не в составе правительства? Почему Церковь осуждает то-то? Нет, почему Церковь до сих пор до конца и последовательно не осудила то-то? Какая у Церкви позиция? И какая у Церкви политика?
И Владимир Легойда дает в своих текстах универсальный код для расшифровки генеральной позиции Церкви: она не может быть ни коммунистической, ни либеральной, ни анархистской, ни какого-либо другого политического «исповедания». Причина состоит в том, что Церковь вообще существует в ином социальном измерении: «К чему призвана Церковь Спасителем? В лице каждого отдельного человека и в лице церковных институций? — задается вопросом автор книги. — Прежде всего обращать Благую Весть к сердцу людей, надеясь на то, что преображенный верой человек преобразит и окружающий мир… У нас нет иного рецепта для государства и общества, чем тот, который оставил нам преподобный Серафим Саровский: “Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”… Думаю, если бы Серафим Саровский обратился с каким-либо общественным призывом, то за ним, быть может, пошло бы не меньше людей, чем за Лютером. Только последователи Лютера не создали ни идеальной Церкви, ни идеального государства, ни идеального общества, зато пролили много крови в религиозных войнах, навсегда расколовших духовное единство Европы».
Владимир Легойда дает читателям осознать, а больше — почувствовать: у Церкви есть свой, весьма далекий от политики камертон, с помощью которого она оценивает все, что происходит в мире. Это камертон евангельский, камертон Христова учения.
Нелепо навязывать Церкви общественное амплуа в духе «она за свободу» или «она против свободы», ведь Церковь всегда стояла за одну истинную разновидность свободы — свободу от греха. Точно так же Церковь — не враг государства, но и не раба его, ибо ее суть и задачи принципиально иные, более глубокие, нежели вся политика нашего мира.
Дэвид Митчелл — известный британский писатель, автор знаменитого «Облачного атласа», обладатель множества литературных премий. Очередная его книга, «Лужок Черного Лебедя» — о жизни 13-летнего британского подростка. 13 месяцев — 13 глав, каждая из которых — отдельный сюжет со своей моралью, а вместе они складываются в красивую, трогательную историю, которую смело можно назвать полубиографической. Дэвид Митчелл делится с читателями своими собственными переживаниями и воспоминаниями, связанными с переходным возрастом.
У главного героя, Джейсона Тейлора, богатые родители и голова на плечах — казалось бы, все в порядке. Но беда в том, что Джейсон — заика. Сверстники не горят желанием с ним общаться, ведь он — «гадкий утенок», неспособный нормально выражать свое мнение. Над ним постоянно издеваются, его презирают. И поддержки в семье не найдешь: мать с отцом постоянно ссорятся, а старшая сестра слишком занята своей личной жизнью. Поэтому Тейлор замыкается, убегает от проблем внутрь себя. Но потом осознаёт, что надо бороться, а не прятаться. И именно об этом книга — о преодолении трудностей, борьбе со страхами и внутренними демонами.
Книга подходит для чтения начиная с 12–13 лет. Подросткам она поможет разобраться в самих себе и своих трудностях. А их родителям — лучше понимать своих чад и, возможно, увидеть истоки своих взрослых психологических проблем.