Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2018

Вопросы мастерам

Журнал Фома.

Какая икона считается самой древней?

Анатолий Влезько

 

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под словом «икона».

В широком смысле слова иконой называют любое изображение Христа, Богородицы, ангелов или святых. Самые ранние из дошедших до нас священных христианских живописных изображений относятся ко II веку. В римских катакомбах, где молились первые христиане в эпоху гонений, на стенах сохранились росписи, в которых можно видеть самые ранние примеры христианской иконографии. Широко известны изображения креста или пастуха, который несет овечку, — символ Христа.

Если же считать иконой строго переносное изображение, то древнейшие дошедшие до наших дней образы относятся к VI веку. Это знаменитые иконы из египетского монастыря святой Екатерины на горе Синай.

Существует предание, что первым иконописцем был апостол Лука, написавший на доске образ Марии — Матери Христа. Однако ни одна из икон, приписываемых апостолу и евангелисту Луке, не сохранилась. А чтимые и чудотворные образы, автором которых считается святой евангелист, относятся к более позднему времени.
Объяснение этому «противоречию» дал знаменитый исследователь иконописи Леонид Успенский: «В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом».

 

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

 

Святитель Андрей Критский — и автор Великого канона, и пламенный проповедник, и борец с ересями за «правую веру». Этот подвиг отражен в иконографии. На самых древних известных нам изображениях — фресках и миниатюрах — архиепископ Критский предстает… как преподобный, в монашеском одеянии, с развернутым свитком в руках.

В дальнейшем Андрея Критского начали писать в святительских одеждах. На афонских фресках, греческих иконах Андрей Критский облачен в крестчатую ризу и омофор. В левой руке — Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. Этот извод закрепился в византийс­ком, а затем русском искусстве.

Имя Андрея Критского было издавна известно на Руси. В древнерусских сборниках часто встречаются его сочинения, а также миниатюры с изображением автора. Иконописный подлинник указывал иконописцам: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре, испод вохра с белилом».

Андрея Критского пишут старцем с острой, средних размеров бородой, в святительском облачении. В руках он держит Евангелие либо свиток, на котором могут быть написаны слова Великого покаянного канона. В храмовых росписях образ архиепископа входит в святительский чин, то есть его пишут рядом с другими учителями Церкви.
Иконы Андрея Критского были широко распространены на Руси: отдельно, вместе с избранными святыми, на полях. Автора Великого канона часто изображают в молении вместе с преподобной Марией Египетской. И сегодня образ учителя покаяния включается в программу храмовой росписи.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба