Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2018
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под словом «икона».
В широком смысле слова иконой называют любое изображение Христа, Богородицы, ангелов или святых. Самые ранние из дошедших до нас священных христианских живописных изображений относятся ко II веку. В римских катакомбах, где молились первые христиане в эпоху гонений, на стенах сохранились росписи, в которых можно видеть самые ранние примеры христианской иконографии. Широко известны изображения креста или пастуха, который несет овечку, — символ Христа.
Если же считать иконой строго переносное изображение, то древнейшие дошедшие до наших дней образы относятся к VI веку. Это знаменитые иконы из египетского монастыря святой Екатерины на горе Синай.
Существует предание, что первым иконописцем был апостол Лука, написавший на доске образ Марии — Матери Христа. Однако ни одна из икон, приписываемых апостолу и евангелисту Луке, не сохранилась. А чтимые и чудотворные образы, автором которых считается святой евангелист, относятся к более позднему времени.
Объяснение этому «противоречию» дал знаменитый исследователь иконописи Леонид Успенский: «В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом».
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Святитель Андрей Критский — и автор Великого канона, и пламенный проповедник, и борец с ересями за «правую веру». Этот подвиг отражен в иконографии. На самых древних известных нам изображениях — фресках и миниатюрах — архиепископ Критский предстает… как преподобный, в монашеском одеянии, с развернутым свитком в руках.
В дальнейшем Андрея Критского начали писать в святительских одеждах. На афонских фресках, греческих иконах Андрей Критский облачен в крестчатую ризу и омофор. В левой руке — Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. Этот извод закрепился в византийском, а затем русском искусстве.
Имя Андрея Критского было издавна известно на Руси. В древнерусских сборниках часто встречаются его сочинения, а также миниатюры с изображением автора. Иконописный подлинник указывал иконописцам: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре, испод вохра с белилом».
Андрея Критского пишут старцем с острой, средних размеров бородой, в святительском облачении. В руках он держит Евангелие либо свиток, на котором могут быть написаны слова Великого покаянного канона. В храмовых росписях образ архиепископа входит в святительский чин, то есть его пишут рядом с другими учителями Церкви.
Иконы Андрея Критского были широко распространены на Руси: отдельно, вместе с избранными святыми, на полях. Автора Великого канона часто изображают в молении вместе с преподобной Марией Египетской. И сегодня образ учителя покаяния включается в программу храмовой росписи.