Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2019
Когда-то Иосиф Бродский в своей знаменитой речи перед выпускниками Мичиганского университета сказал: «И теперь, и в дальнейшем старайтесь не восставать против своих родителей, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас. Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним».
Золотые слова. Но я вспоминаю один недавний разговор, в котором мой собеседник сказал: «А наши дети с нами не конфликтуют, они с нами и не контактируют».
Действительно, давайте честно ответим себе на вопрос, что сегодня тревожит нас больше: то, что наши дети бунтуют против нас, или то, что они почти не видят с нами ничего общего? То, что они не разделяют нашей точки зрения на мир, или то, что наши миры — разделены?
Вспоминаю 1991 год. Я учусь на первом курсе. Для нас, молодых студентов, каждый момент общения со старшим поколением преподавателей — как глоток свежего воздуха. Если бы кто-то из них, допустим, Юрий Павлович Вяземский, просто сказал бы: «Я каждый день с двух до четырех сижу на кафедре и можно ко мне прийти и поговорить», очередь выстроилась бы до автобусной остановки.
Сегодня с преподавателями можно легко общаться не только в стенах вуза. Мне например, любой студент может написать на электронную почту или в закрытую университетскую группу в соцсетях. Только я понимаю, что самый активный участник этой закрытой группы — я сам. Пишу туда чаще остальных, обязательно реагирую на то, что пишут остальные. Средства коммуникации — фантастические. Но не становится ли содержательная коммуникация — фантастикой?
Да, может быть, это неизбежная закономерность, ведь оборотная сторона доступности — всегда невостребованность. Когда чего-то не хватает, это не просто больше ценится — к этому стремятся. Правда, вывода из этой мысли хорошего не получается. Не пытаться же вызвать интерес к чему-то какими-то искусственными ограничениями, не обращать же вспять естественный ход жизни.
Что же тогда делать?
Думать. И пытаться так обращаться к нашим детям, чтобы они все-таки реагировали. Пусть даже через конфликт и бунт. Бунт взрослых против разделения с детьми.