Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2019
Искусство с точки зрения Православия — грех, искус или отблеск Божественной Истины? Размышляя об этом, искусствовед и художница Лилия Ратнер пишет: «Искусство, как океан, совершает приливы и отливы, то уходя от Бога, то вновь пытаясь приблизиться к Нему, но настоящее искусство всегда связано с Богом…» Этот тезис в книге Ратнер подкреплен аргументами, среди которых много таких, которые в неожиданном свете открывают известные каждому шедевры живописи и судьбы их создателей.
О провокационных экспериментах Леонардо да Винчи (двусмысленный «Иоанн Креститель», неканоническая «Тайная вечеря»). О богословских поисках Микеланджело Буонарроти. О мистериях Питера Брейгеля, скрывающих в жанровых бытовых сценках глубокий религиозный смысл. О «протестантской иконе» — натюрмортах голландских мастеров XVII века (в Интернете достаточно много подробных описаний их композиции, но о том, что хлеб, вино и нож в голландском натюрморте — прямая отсылка к Евхаристии, многие впервые прочтут именно у Ратнер…). О Рембрандте и Рубенсе, Пикассо и Дали, русских художниках XIX века и Малевиче — об их поиске Истины и Бога написано с глубоким участием и теплотой.
Книга Лилии Ратнер, снабженная отличными репродукциями, читается и как энциклопедия, полная малоизвестных фактов, и как увлекательный роман о судьбах великих художников.