Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2019
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
Согласно словарю, иконопись — это вид живописи. Но живопись эта совершенно особая, и определение ее не исчерпывается «религиозным сюжетом» и «культовым назначением». Икона пишется для того, чтобы человек, ее созерцающий, получил подспорье в своем разговоре со Всевышним. Икона — как отблеск горнего мира, осязаемый предмет, который становится своеобразным посредником между молящимся и Тем, к кому он возносит свою молитву.
Безусловно, то, что происходит глубоко в душе иконописца, — тайна исключительно его и Бога. Но икона, без сомнения, — плод этого диалога с Господом, плод молитвы. Ее создание невозможно без богообщения.
Иконописцем, получив соответствующее образование, может стать любой человек с художественным даром — и монах, и мирянин. Может обратиться к иконописи и тот, кто начал свой путь художником — писал картины, искал себя, пробовал разные техники, но потом осознал, что хочет не просто выражать свой внутренний мир и свое восприятие мира внешнего, а служить Богу.
Быть иконописцем — это, конечно, работа, за которую мастер получает зарплату, благодаря которой кормит себя и свою семью. Но в равной степени это и служение. Невозможно писать иконы «с 10:00 до 18:00», а потом забывать о своем служении до следующего утра. Подготовка к написанию каждой иконы — это не только оттачивание художественного мастерства, это долгий, порой полный сомнений и мучительный путь самосовершенствования, следования за Христом, когда мастер молится о том, чтобы стать достойным своего ремесла; когда уповает на то, чтобы плод его трудов однажды помог кому-то еще встретить Спасителя.