Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №4, 2013

Александр Ткаченко
Преподобный Моисей Мурин

5 историй покаяния. История вторая

Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп, темнокожий, поэтому и назван — «мурин». В молодости он был рабом знатного человека, но совершил убийство, и господин прогнал его. Он пристал к шайке разбойников. За суровый нрав и огромную физическую силу его выбрали главарем. Моисей вместе с шайкой совершил много преступлений — убийств, грабежей, так что люди в округе боялись одного его имени. Так, в бандитских «подвигах», Моисей провел несколько лет. Но все же не одно только зло было в душе у этого темнокожего силача. Наступил момент, когда Моисей решил, что не может дальше творить зло. Он оставил свою банду и ушел в одну из пустынных обителей. Здесь он долго плакал, прося принять его в число братии. Монахи не верили искренности его покаяния, но бывший разбойник умолял не отгонять его до тех пор, пока братия, наконец, не приняла его. В монастыре преподобный Моисей находился в полном послушании у игумена и братии, проливал много слез, оплакивая свою греховную жизнь. Через некоторое время преподобный Моисей ушел в уединенную келлию, где проводил жизнь в молитве и строжайшем посте.

Однажды на келлию преподобного Моисея напали четверо разбойников из его бывшей шайки. Но оказалось, что пост и иноческая жизнь не лишили Моисея его удивительной физической силы. Он легко справился с нападавшими, связал всех четверых, и, подняв на плечи, разом принес в монастырь, спрашивая у старцев, как нужно поступить с пленниками. Старцы велели отпустить их. Пораженные разбойники, узнав, что попали к своему бывшему предводителю, а он их пощадил, последовали его примеру, покаялись и тоже стали монахами. 

Моисей не сразу освободился от страстей. Он часто приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета, как избавиться от блудной страсти. Опытный в духовной брани старец учил его никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь, соблюдая строжайшее воздержание. Но страсть не оставляла Моисея в сонных видениях. Тогда авва Исидор научил его всенощным бдениям. Преподобный простаивал все ночи на молитве, чтобы не заснуть. В придачу к этому он придумал себе еще одно занятие. Обходя по ночам пустынные келлии, он приносил каждому брату воду из колодца. Особенно он старался для старцев, которые жили далеко от источника и были не в силах принести себе воды. Однажды, склонившись над колодцем, Моисей почувствовал сильный удар в спину и без сознания упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета. Так бесы мстили преподобному за победу над ними. Утром иноки нашли его и принесли в келлию, где он пролежал целый год полностью парализованным. 

Поправившись, Моисей сказал игумену, что он будет продолжать подвизаться, но авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его. Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою келлию. С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами.

О его подвигах вскоре узнали даже за пределами пустыни. Правитель страны захотел увидеть святого. Когда Моисей услышал об этом, то решил скрыться от посетителей и ушел из своей келлии. По дороге он встретил слуг правителя, которые спросили его, как пройти к пустыннику Моисею. Преподобный ответил им: «Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху». Слуги возвратились в монастырь, где их ждал правитель, и передали ему слова повстречавшегося старца. Братия по описанию единодушно признали в нем самогó преподобного Моисея.

Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих учеников, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: …все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф 26:52). Тогда монахи послушались его и ушли все, кроме семерых. Один из них при приближении разбойников спрятался неподалеку и видел, как те убили преподобного Моисея и его учеников. Кончина их последовала около 400 года. 

Рисунок Елены Поповской.



Другие статьи автора: Ткаченко Александр

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба