Журнальный клуб Интелрос » Фома » №4, 2013
Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп, темнокожий, поэтому и назван — «мурин». В молодости он был рабом знатного человека, но совершил убийство, и господин прогнал его. Он пристал к шайке разбойников. За суровый нрав и огромную физическую силу его выбрали главарем. Моисей вместе с шайкой совершил много преступлений — убийств, грабежей, так что люди в округе боялись одного его имени. Так, в бандитских «подвигах», Моисей провел несколько лет. Но все же не одно только зло было в душе у этого темнокожего силача. Наступил момент, когда Моисей решил, что не может дальше творить зло. Он оставил свою банду и ушел в одну из пустынных обителей. Здесь он долго плакал, прося принять его в число братии. Монахи не верили искренности его покаяния, но бывший разбойник умолял не отгонять его до тех пор, пока братия, наконец, не приняла его. В монастыре преподобный Моисей находился в полном послушании у игумена и братии, проливал много слез, оплакивая свою греховную жизнь. Через некоторое время преподобный Моисей ушел в уединенную келлию, где проводил жизнь в молитве и строжайшем посте.
Однажды на келлию преподобного Моисея напали четверо разбойников из его бывшей шайки. Но оказалось, что пост и иноческая жизнь не лишили Моисея его удивительной физической силы. Он легко справился с нападавшими, связал всех четверых, и, подняв на плечи, разом принес в монастырь, спрашивая у старцев, как нужно поступить с пленниками. Старцы велели отпустить их. Пораженные разбойники, узнав, что попали к своему бывшему предводителю, а он их пощадил, последовали его примеру, покаялись и тоже стали монахами.
Моисей не сразу освободился от страстей. Он часто приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета, как избавиться от блудной страсти. Опытный в духовной брани старец учил его никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь, соблюдая строжайшее воздержание. Но страсть не оставляла Моисея в сонных видениях. Тогда авва Исидор научил его всенощным бдениям. Преподобный простаивал все ночи на молитве, чтобы не заснуть. В придачу к этому он придумал себе еще одно занятие. Обходя по ночам пустынные келлии, он приносил каждому брату воду из колодца. Особенно он старался для старцев, которые жили далеко от источника и были не в силах принести себе воды. Однажды, склонившись над колодцем, Моисей почувствовал сильный удар в спину и без сознания упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета. Так бесы мстили преподобному за победу над ними. Утром иноки нашли его и принесли в келлию, где он пролежал целый год полностью парализованным.
Поправившись, Моисей сказал игумену, что он будет продолжать подвизаться, но авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его. Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою келлию. С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами.
О его подвигах вскоре узнали даже за пределами пустыни. Правитель страны захотел увидеть святого. Когда Моисей услышал об этом, то решил скрыться от посетителей и ушел из своей келлии. По дороге он встретил слуг правителя, которые спросили его, как пройти к пустыннику Моисею. Преподобный ответил им: «Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху». Слуги возвратились в монастырь, где их ждал правитель, и передали ему слова повстречавшегося старца. Братия по описанию единодушно признали в нем самогó преподобного Моисея.
Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих учеников, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: …все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф 26:52). Тогда монахи послушались его и ушли все, кроме семерых. Один из них при приближении разбойников спрятался неподалеку и видел, как те убили преподобного Моисея и его учеников. Кончина их последовала около 400 года.
Рисунок Елены Поповской.