Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №4, 2019

Вопросы мастерам

Журнал Фома.

Почему на царских вратах всегда изображают Благовещение?

Почему на царских вратах всегда изображают Благовещение?Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

 

У царских врат особое место в храме. Они ведут в пространство алтаря, означающего мир горний, Царство Небесное. Царские врата включены во всю полноту литургии: перед ними читают молитвы, они открываются в самые значимые моменты богослужения. Створы врат — это граница между двумя пространствами, разными по степени сакральности. Царские врата — образ райских врат, потому на них и помещают образ Благовещения. Ведь с явления архангела Гавриила Богоматери начинается новозаветная история, история нашего спасения, открываются закрытые для человечества врата рая. Богородицу мы так и именуем в акафистах — «райских дверей отверзение», «дверь спасения», «дверь Света».

Сцену Благовещения перенесли на царские врата с алтарных столбов. При этом изменилась композиция иконы, подчинившись архитектуре дверей. На Руси с развитием высокого иконостаса царские врата стали многосоставными. Но в то же время это единая икона из нескольких частей, соподчиненных друг другу. В навершии, или верхней части, — образ Благовещения как напоминание о радости Благой вести, а ниже — образы четырех евангелистов, которые понесли эту весть всему миру. Также под «Благовещением» изображают святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. На свитках в руках святых — тексты молитв, обращенных к Богородице. Так с помощью иконописи передаются сложные богословские идеи.

Почему на царских вратах всегда изображают Благовещение?

Поначалу Благовещение на царских вратах было полной, подробной композицией, позже появилась традиция более крупных изображений. Так иконописцы акцентируют внимание на ликах архангела Гавриила и кроткой Богородицы.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба