Журнальный клуб Интелрос » Фома » №4, 2021
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:
Царские изографы, государевы иконники — мастера XVII века, трудившиеся при царском дворе, в иконописной мастерской Оружейной палаты. Закончилось Смутное время, начали восстанавливаться фрески, иконостасы, строиться храмы и монастыри. Художественным центром этой работы была Оружейная палата. Для выполнения заказов вызывали мастеров из крупных городов. По документам мы знаем около двухсот имен художников.
По царской грамоте лучшие мастера становились жалованными иконописцами. Они жили в Москве, работали и получали жалованье из казны. Жалованных изографов было немного. Но сделать такую, как сегодня мы скажем, карьеру мог любой, не обязательно столичный иконописец. Одним из лучших царских изографов стал Федор Евтихиев Зубов, уроженец Соликамска. Он выполнял царские заказы более сорока лет и снискал славу «мастера доброго в иконном художестве». Сначала Зубов приезжал с товарищами в Москву из Великого Устюга. «Устюжских иконников» ценили высоко — они даже подавали челобитную и просили вызывать их в столицу не так часто.
Федор Зубов был искусным рисовальщиком, ему не было равных в умении «знаменить» — составлять композицию иконы или стенописи. Это самый высокий уровень мастерства иконописца. Судить о нем можно по иконам из ярославской церкви Илии Пророка. Для этой работы заказчик иконостаса купец Скрипин нашел художника в Сольвычегодске и специально перевез с семьей в Ярославль. После Зубов был вызван в Оружейную палату и прослужил почти двадцать восемь лет. Это было именно служение: иконописцам приходилось работать днем и ночью. Федор Зубов писал образы святых, тезоименитых царю и членам его cемьи, руководил росписью, принимал работу у художников.
Подписных икон Федора Зубова сохранилось не много. Среди них образы Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, Николая Чудотворца. Иконы Федора Зубова тонки и изящны по письму, богаты по колориту и глубоки по содержанию. Удивительно и трогательно, что, даже став известным царским иконописцем, Федор Зубов не забывал о родине и подписывал свои произведения «Великие Перми уроженец».