Журнальный клуб Интелрос » Фома » №5, 2013
Отвечает Анна Рауткина, психолог-консультант Московской службы психологической помощи населению города Москвы:
Когда мы видим, что наше послушное чадо, которое делилось с нами всем, что происходит в школе, вдруг начало от нас отдаляться, стало непослушным и перестало уделять должное внимание урокам, мы должны признаться себе в том, что это нормально и что через этот важный и нужный период жизни проходят все.
В младшем подростковом возрасте (11-14 лет) у подростка начинают складываться отношения помимо значимого взрослого, и его развитие в этот период напрямую зависит от его социальных связей. Именно поэтому приоритет отдается общению со сверстниками. Родителю следует аккуратно «отпускать» подростка, давая ему больше прав и свободы, подготавливая его к выходу в большую жизнь.
Вместе с взрослением подросток приобретает не только права и свободы, но и обязанности, ответственность. Это важный аспект жизни. Ведь если он взрослый и отстаивает право, скажем, носить джинсы в школу, то и за последствия, возникающие из-за этого, отвечать придется ему.
В этом возрасте активно развивается интимно-личностная сфера: подростки начинают вести дневники, появляются острые переживания, чувство первой влюбленности, они впервые встречаются с чувством одиночества. Следствием могут быть глупые, необдуманные поступки, мысли о суициде, в том числе и потому, что с этими первыми сильными чувствами справиться трудно. Подросток усилено ищет ответ на вопрос «Кто я?». Родителям требуется огромное терпение, понимание того, что сейчас — важный момент в становлении человека.
В те редкие моменты, когда ребенок делится с вами своими переживаниями, важно поддерживать его безоценочно и не осуждая. Любое недоверие или насмешка по отношению к чувствам подростка раз и навсегда закрывают двери ко взаимопониманию, и подросток уходит к сверстникам, в основном неблагополучным, таким же отверженным и непонятым родителями, и тогда появляется возможность для «страшного». В этот период ребенка подстерегает много опасностей, поэтому следует быть внимательным к тому, чем он живет, что ему интересно. Речь не о контроле, не о том, чтобы в 14 лет «закрутить гайки», отчего по большей части и происходят скандалы. А о том, что всегда надо смотреть на ребенка, быть внимательным к его жизни — и когда ему три года, и пять, и семь, и пятнадцать лет.
Даже если ребенок хорошо учится, в подростковом возрасте учеба может отойти на второй план. И это нормально. Если мы начинаем давить на 13-летнего ребенка, требуя пятерок, то это, скорее всего, приведет к ссорам. В этом случае мы можем поддержать подростка в том, что учеба как процесс — это его обязанность (как нам, взрослым, надо ходить на работу), а качество учебы — это его ответственность. Доверие, которое вы оказываете подростку, предлагая ему самому делать выбор, способно дать поразительные результаты. Как бы подросток ни стремился к самостоятельности, как бы ни заявлял о том, что он взрослый, на самом деле он еще ребенок. Отпуская его, давая ему свободу, мы должны, условно говоря, быть готовы вовремя «подложить подушку», благодаря которой он сможет избежать травмы. То есть мы даем возможность упасть, но без каких-либо серьезных последствий.
В старшем подростковом возрасте (15–18 лет) подростку важно не только чувствовать себя взрослым, но чтобы окружающие, особенно родители, признавали его таковым. В любом возрасте следует внимательно относиться к личному пространству подростка. Заходя в его комнату, стучите. Иначе это вызывает раздражение как ответную реакцию на ваше вторжение. Нужно быть готовыми, что подросток отреагирует на ваш стук фразой «Не сейчас».
Самая главная задача для родителей — принять подростка таким, какой он есть. Принять — с его неуклюжими попытками быть взрослым, с ужасным лексиконом, со странными вкусами в музыке и нежеланием жить, как вы.