Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №5, 2016

Праздник: Воскресение Христово

Журнал Фома.

Дата: 1 мая

(в 2016 году, по новому стилю)

Дата вычисляется по лунно-солнечному календарю в промежутке между
4 апреля и 8 мая.
От даты празднования Пасхи зависят даты всех связанных с нею праздников и постов.

Статус:

великий праздник

Событие:

Воскресение Христа — центральное событие всей Священной истории. О нем повествуют все четыре  евангелиста (Мф 18:6, Мк 16:6, Лк 24:6, Ин 20:6).

Христос был распят и умер на Кресте за грехи всех людей — живших когда-либо от сотворения мира и тех, кто когда-либо будет жить. Праведные Иосиф Аримафейский и Никодим — тайные ученики Христа — сняли с Креста Его тело, положили в высеченный в скале гроб и, закрыв вход в пещеру камнем, ушли, т. к. уже начиналась суббота, праздник иудейской пасхи. Рано утром на следующий день после субботы женщины — ученицы Спасителя — пришли к пещере, чтобы по традиции помазать тело Иисуса специальными погребальными благовониями — миром. Они увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отодвинут в сторону, а во гробе никого нет: они нашли там только пустые погребальные пелены и платок, закрывавший лицо Христа. На выходе из пещеры мироносиц встретил ангел, возвестивший им, что Христос воскрес!

Икона праздника:

На иконе Воскресения Христос выводит из бездны ада первых людей — Адама и Еву, а вместе с ними и всех ветхозаветных праведников.

Пасха икона
В руке Спаситель держит Крест — как знамя победы, отворившее двери ада для всех, кто захочет последовать за Ним.

Разрушение ада символизируют сломанные врата и замки под ногами Хрис­та. Как поется в пасхальном каноне преподобного Иоанна Дамаскина:
«Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи* вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».

Смерть пришла в мир через грехопадение первых людей. Адам и Ева нарушили заповедь, данную Творцом, и были изгнаны из рая. Непослушание прародителей обрекло на смерть всех их потомков.

Но люди не остались без надежды на возвращение. Бог обещал им, что смерть будет побеждена. С тех пор все праведники жили ожиданием пришествия в мир Спасителя.

Пасха (древнеевр. «Прохождение мимо») — праздник, учрежденный в память избавления иудейских первенцев от смерти в день бегства на­рода избранного из плена египетского. В тот день иудеи закололи и съели яг­ненка, а его кровью помазали косяки дверей своих домов. Ангел Господень, убивающий всех первенцев земли еги­петской, прошел ми­мо их жилищ, не при­чинив им никакого вреда.

Пасхальный агнец — символ Христа. Как иу­деи, избавленные от смерти кровью невинного ягненка, бежали из плодородной, но убивающей их народ страны, так и христиане получают избавление от смерти Кровью Спасителя.

Христос победил смерть Своею смертью и Воскресением. До пришествия Спасителя двери рая были закрыты: все люди — и грешники, и праведники — после смерти попадали в преисподнюю. Но когда безгрешный Бог принял на себя смерть и спустился во ад, ад не смог его удержать. Христос вывел оттуда всех праведников и раз и навсегда открыл двери для всех, кто захочет последовать за Ним.

«Пятое Евангелие» — так называют Туринскую плащаницу (погребальные пелены Христа).На ней, как на негативном отпечатке, отобразились Тело и Лик Христа в момент Воскресения. На ткани видны раны от гвоздей, шипов тернового венца, следы плети и рана от копья.

Мы празднуем Пасху каждую неделю: каждый 7-й день недели посвящен Воскресению Христа из мертвых.

Пасха — самый первый христианский праздник. В Деяниях апостолов мы читаем о том, что христиане собирались вместе (по-гречески — «в Церковь») в первый день после субботы (то есть — в воскресенье) для благодарения и преломления хлеба — совершения Евхаристии.

Евхаристия — таинство Церкви. Каждый, кто исповедует Христа  Богом, может приобщиться к воскресшему Спасителю, буквально стать Его частью. Это происходит в таинстве Причастия, через вкушение Его Тела и Крови. Христос победил смерть, но присоединиться к Его победе — добровольный выбор каждого человека.

Богослужение Пасхи — самое торжественное. Почти все молитвы поются, а сам праздник заканчивается только через неделю, в день, посвященный уверению апостола Фомы.

В пасхальную ночь Еван­гелие читают на разных языках, ведь Воскресение Христа касается всех людей, где бы и когда бы они ни жили.

Ночной пасхальный крестный ход — древняя византийская традиция. В то время крещение новых христиан совершалось два раза в год: в Великую Субботу — перед пасхальной ли­-тургией и в сочельник праздника Рождества (точнее, Богоявления: Крещение и Рождество праздновались в один день). Подготовка к крещению (оглашение) проходила в течение всего Великого поста. Само таинство совершалось в специальном крестильном храме. Из него новокрещеные торжественно, с зажженными свечами в руках шли в белых крестильных рубашках в собор святой Софии.

Празднование Пасхи продолжается 40 дней до момента Вознесения Христа на небо. Всё это время в Церкви звучит торжественный пасхальный канон — творение преподобного Иоанна Дамаскина, а многие молитвы заменяются на пение тропаря праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — приветствуют друг друга христиане в течение всего времени празднования Пасхи. Традиция христосования основывается на событиях, описанных в Евангелии, когда жены-мироносицы пришли к апостолам с известием о воскресении Христа.

Традиция красить яйца на Пасху основана на легенде: святая Мария Магдалина пришла с проповедью о воскресении Христа к императору Тиберию, а чтобы не входить к нему с пустыми руками, принесла в подарок куриное яйцо. Император сказал ей, что легче этому яйцу стать из белого крас­ным, чем поверить таким небылицам. И яйцо в его руках сделалось красным.

 

На заставке фото Константина Давыдова

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба