Журнальный клуб Интелрос » Фома » №5, 2016
Говорят, что когда дóма падает икона, значит, в семье скоро кто-то умрет. На самом деле икона падает, когда она плохо закреплена на стене или поставлена на полочке.
Полагать же, будто упавшая икона является знаком скорой смерти кого-либо из членов семьи — грубое суеверие, извращающее сам смысл иконопочитания. Честь, воздаваемая нами художественному образу святых, переходит и на их духовный первообраз — на самих святых, на Божию Матерь, на Господа Иисуса Христа. Мы любим их и украшаем жилища их иконами, чтобы всегда иметь перед глазами изображения наших любимых и иметь возможность молиться перед ними. Но когда люди начинают рассматривать упавшую икону как некий таинственный знак скорой смерти, это означает, что отношение к иконе у них какое угодно, только не христианское. Потому что при таком взгляде икона по сути ставится в один ряд с идолом, магическим предметом, черной кошкой, перебежавшей улицу, женщиной с пустыми ведрами и еще множеством суеверных примет, которыми далекие от христианства люди привыкли пугать самих себя и друг друга. Христианин же, увидев, что у него в доме упала икона, просто подберет ее, бережно поставит на место, закрепив так, чтобы больше она не падала. И обратится к изображенному на иконе святому с краткой молитвой, в которой попросит у него прощения за то, что неаккуратно поставил или повесил его образ.
Часто спрашивают: отчего христиане так много говорят и пишут о страхе Божьем, если Бог есть любовь?
Отвечаем: Оттого, что к любви Божьей грешный человек обычно начинает приходить через страх. Причем даже к этому Божьему страху человек тоже приходит отнюдь не сразу. Если он долгие годы живет в тяжелых грехах, например, в блуде, пьянстве, воровстве, то душа его как бы окаменевает, становится нечувствительной к голосу совести, не слышит ее обличений. И лишь когда человек мало-помалу начинает двигаться в сторону добра, этот окаменевший струп на его душе начинает размягчаться, и человеку постепенно открывается страшная картина его жизни. Он чувствует себя преступником, который может подвергнуться тяжкому наказанию. И старается творить добро для того, чтобы его избежать. По мере исправления своей жизни человек начинает понимать, что грех вредит прежде всего ему самому. И уклоняется от зла уже из страха повредить себе, ради собственной пользы. Наконец когда, очистив свое сердце, он познает любовь Божию, то начинает творить добро уже ради самого добра, в любви и радости. И единственный страх, который в нем остается, — страх утратить эту открывшуюся ему любовь, отпасть от нее через свои грехи. Так, человек, которому после долгих лет болезни врачи вернули утраченное зрение, радуется этой вновь открывшейся способности — видеть мир. Но при этом очень дорожит ею и боится вновь потерять ее. Потому что теперь знает истинную цену такой простой, казалось бы, вещи, как обыкновенное человеческое зрение.
Почему в Церкви пишут имена богатых спонсоров на памятных табличках и стенах храмов и часовен?
Потому, что желание отблагодарить благодетелей иногда может принимать и такие формы. Возможно, тот, кто укрепил на стенах эти таблички, надеялся, что таким образом люди, молящиеся в этом храме, смогут прочесть имя жертвователя и помянуть его в своих молитвах. Это достаточно древняя традиция. Но, конечно же, главным ориентиром для каждого спонсора в такой ситуации должны оставаться слова Спасителя: …Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (М 6:1–4).
Не грустить об умершем дедушке — грех?
Доброго дня! У меня несколько недель назад умер дедушка. У нас не было теплых отношений, при его жизни мы не испытывали друг к другу никаких чувств. Когда он умер, я не испытала никакого сожаления, даже не смогла заплакать. Скажите, грешно ли это? Нужно ли покаяться в этом?
Сложно пробудить в себе чувство сожаления об умершем родственнике, если при жизни он был вам безразличен. Но каяться в данном случае нужно не в этом. Скорее, раскаяние должно вызвать то обстоятельство, что вы не оказывали вашему дедушке необходимого внимания, в котором так нуждаются пожилые люди. Однако, учитывая, что душа человека после его физической смерти переходит в вечность, это можно исправить. По учению Церкви, на посмертную участь души могут повлиять молитвы и милостыня, творимые за усопшего здесь, на земле. Сходите в храм, закажите поминовение, помогите тем, кто в этом действительно нуждается, и сами чаще молитесь об упокоении души дедушки.