Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №5, 2017

Суть вещей: Икона великомученика Георгия

Журнал Фома.

Суть вещей

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим об иконе великомученика Георгия со сценами жития.

Двусторонняя резная икона XIII века.

Материалы: дерево, темпера (краска из растертых минералов в эмульсии из яичного желтка и других компонентов).

Икона подобного вида сохранилась в единственном экземпляре.

Икона

В центре иконы — раскрашенный горельеф с образом великомученика Георгия Победоносца в окружении писаных сюжетов из его жития. Из двенадцати сюжетов-клейм сохранились девять.

Оборот иконы

Фото Юлии Маковейчук

На обороте иконы изображены великомученица Марина (слева) и святая Ирина (предположительно).

Зачастую двусторонние иконы использовались в крестных ходах, чтобы люди могли видеть образ Христа, Богородицы или святого с обеих сторон. Такие иконы называются выносными или процессионными.

Житийная икона —

иконописное произведение, в среднике (центре) которого изображен святой, а по периметру в отдельных клеймах (композициях) находятся сюжеты его жития (жизни)У ног святого изображен портрет женщины-ктитора — жертвователя, на чьи деньги была изготовлена икона. Ее имя не сохранилось. Предположительно, это портрет Ирины Комниной Дукены, супруги болгарского царя Ивана Асеня II и матери Михаила Асеня.

Ирина Комнина Дукена —

Фото Юлии Маковейчук

болгарская царица, супруга царя Ивана II Асеня (1218–1241), дочь фессалоникийского императора Феодора Дуки Комнина (1224–1230). Вышла замуж за овдовевшего болгарского царя в 1237 г. в обмен на освобождение из болгарского плена отца и братьев. Родила сына Михаила и дочерей Феодору и Марию. После смерти мужа некоторое время управляла Болгарией как регентша своего малолетнего сына Михаила II Асеня (1246–1257). В 1241 г. вернулась в Фессалоники к своему брату Иоанну, приняла монашеский постриг с именем Ксения.

Иконографическая программа:

Заказчица иконы молится святому Георгию, который в свою очередь передает ее молитвы ко Христу. Получается цепочка: человек — святой — Бог.
В византийской традиции ктиторы, как правило, не предстоят сами в молении ко Христу, как это делает святой.

Икона в России:

Фото Юлии Маковейчук

В 2017 году с 8 февраля по 9 апреля в рамках культурного обмена икону Георгия Победоносца привезли в Третьяковскую галерею в составе выставки «Шедевры Византии».

Где и кем изготовлена:

Икона изготовлена в XIII веке в одной из мастерских крестоносцев. Это мастерские, в которых работали одновременно византийские и западные мастера. Они соединяли в себе черты европейского и византийского искусства.

Где хранится:

Фото Dimitris Kamaras/Wikimedia Commons/CC BY 2.0

Икона хранится в Византийском и Христианском музее в Афинах. Музей основан в 1914 году и насчитывает более 25 тысяч экспонатов византийского и христианского искусства.

Образ великомученика Георгия в геральдике

На Руси почитание святого с самого начало было велико и ассоциировалось с воинским подвигом и ратной славой. Князь Ярослав Мудрый в крещении носил имя Георгий в честь великомученика. Изображение святого становится символическим и нарицательным — оно встречается на печатях, монетах и гербах.

Первое официальное описание Московского герба 1781 года гласит:

«Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба; в красном поле, поражающий копием черного змия».

Вы можете скачать и распечатать:

 

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба