Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2012

Людмила Петрановская
Неценные вещи...

Что делать, если ребенок не умеет ценить вещи? Если фломастеров ему хватает на один день, носовые платки теряются еще до выхода из дома? Почему ситуация порой усугубляется, если речь идет о приемном ребенке? На эти вопросы «Фоме» ответила психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования Людмила Петрановская. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не стоит искусственно требовать от ребенка, чтобы он ценил те вещи, которые попадают сегодня под понятие «одноразовые». Ведь и взрослые пользуются ими. Когда-то мы старательно зашивали даже капроновые колготки, теперь делать это никому не придет в голову. И детские носки сейчас мало кто штопает: они порвутся вновь очень быстро, а потому проще купить недорогие новые.

Мы используем на кухне одноразовые полотенца, даем детям одноразовые носовые платки.

Не стоит покупать дорогих вещей, если ребенок в силу возраста не способен их беречь. Скажем, не нужно покупать малышу дорогих фломастеров, пока он не способен выработать привычку их закрывать.

А если подросшему ребенку покупается дорогая вещь, и он из-за несоответствующего отношения теряет или ломает ее, то здесь уже не стоит бежать и покупать такую же. Чтобы ребенку стала очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил интересную вещь и теперь ее у него нет. То есть его учит сама жизнь… Если какая-то покупка ценна для родителей, дорого обошлась и купить в следующий раз будет сложнее, то об этом нужно предупредить ребенка заранее.

Конечно, родители по ходу развития ситуации что-то объясняют, говорят. Но ругать за утерянную или сломанную вещь — бесполезно. Тем более часто небрежное отношение может быть связано и с невниманием ребенка. Например, он что-то увлеченно рисует и в этот момент просто не способен думать, что нужно еще и закрывать фломастеры колпачками.

Понятно, что если бы фломастеры было трудно купить, как во времена нашего детства — их «доставали по блату», приобретали в втридорога, — то ребенок бы к ним относился иначе. Но, кстати, тогда фломастеры малышам и не попадали в руки: ими пользовались только школьники.

Сегодня практически каждый родитель может ежедневно покупать по пачке фломастеров. Потому нельзя искусственно создать ситуацию, внушая ребенку понятия о ценности тех вещей, которые сами-то родители ценными вовсе не считают. Дети всегда чувствуют фальшь.

С другой стороны, наверное, все-таки не стоит сетовать на настоящее, вспоминая о собственном детстве, когда мы с завистью смотрели на одноклассницу, у которой были фломастеры аж двенадцати цветов, или жевали по очереди одну-единственную дефицитную жевательную резинку. Ценить вещи и уметь делиться ребенка можно приучать не так экстремально.

Опять же ребенок смотрит на то, как относятся к вещам родители.

Понятно, что без каких-то дорогих вещей некоторым детям просто не обойтись — ортопедические стельки, например, качественные очки. Приходится постоянно напоминать о бережном отношении, чтобы ребенок не сломал, не потерял, не порвал. Постепенно ребенок привыкнет сам следить за вещью. Речь, конечно, не о маленьком ребенке. В случае с малышом следить должны именно родители.

Что касается бережного отношения к книгам — у маленьких всегда должна быть возможность полистать бумажную книгу, почеркать ее. Когда двух-трехлетний малыш «рисует» в книге карандашом, ему кажется, что это он создал картинку, напечатанную на странице. А более старшие дети уже учатся относиться к книгам бережно. Хотя они все чаще пользуются электронными носителями для чтения.

Ребенок, попавший в семью из учреждения, не воспринимает личные вещи как свои собственные. Ведь он жил в ситуации, когда у него не было личных границ, его территории, его вещей, когда ему ничего не принадлежало и любую вещь у него в любой момент могли отобрать. С другой стороны, если он что-то потерял, сломал, порвал, ему тут же выдавали замену. И потому он просто не умеет ценить вещи, оберегать «свое».

Попадая в семью, ребенок продолжает так же, то есть безразлично. относиться к вещам, неважно, блокнот ли это за 15 рублей или дорогой сотовый телефон. Потому родителям не следует задаривать его дорогими вещами, а потом надеяться, что ребенок будет к этим вещам сразу же бережно относиться. Нет такого способа, который бы сразу решил проблему. Должно пройти время, пока ребенок живет в нормальной обстановке семьи, с адекватным отношением к вещам… Не стоит торопить ситуацию и ждать чудес.

 

Фото: Андрей Черкасов.



Другие статьи автора: ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба