Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2012

Дарья Рощеня
Хочу раздвинуть горизонты

О кинематическом экспрессионизме Николая Чередниченко

Он начал рисовать на Рождество, что, как говорит сам художник, символично. 30 профессий, самые разные области — от слесаря и театрального звукорежиссера до продавца антикварной мебели и дизайнера ресторана — были постепенными шагами к тому, что по-настоящему интересно. 

Иерусалим. 2004 г.  Холст, масло

Он экстравагантен: ходит в круглых очках с гладко выбритой лысиной и серьгой в ухе, устраивает смелые перформансы для бизнесменов, такие, как «Черный квадрат Малевича. Взгляд изнутри», режет по дереву и называет свою живопись «моновизуальный кинематический экспрессионизм», эпатируя публику не только термином, но и самими работами. При этом художник, как человек верующий, убежден, что его живопись религиозна в своей основе, ведь тема его творчества — все, что сотворено Богом. 

В 1991 году, принеся свои картины на вернисаж перед Центральным домом художника, он был в недоумении, когда работы были раскуплены в какие-то несколько часов, а на заработанную валюту можно было безбедно существовать со своей семьей месяца три-четыре. Ценители современного и авангардного искусства быстро обнаружили в художнике потенциал и самобытность. На него посыпались заказы и награды, одна за другой открывались персональные выставки: пришла слава. Одна из его картин была приобретена и вывешена на всеобщее обозрение в вестибюле Публичной библиотеки Кеннеди в Нью-Йорке рядом с картиной Ван Гога. И все это на фоне некоторой обособленности и закрытости художника, который не примыкает ни к каким течениям, художественным направлениям и живописным школам. Еще большей неожиданностью для Чередниченко стало то, что он дважды был удостоен премии Виктора Попкова, престижной награды в области современного искусства.

Ожидание. 1997 г.  Холст, масло

«Никогда не думал, что буду номинирован, и уж меньше всего ожидал, что получу эту награду дважды. (Вообще, дважды ее не дают), — говорит художник. — Помню, как однажды в Москву привезли мощи Иоанна Предтечи. Мне удалось побывать в храме Христа Спасителя, приложиться к святыне, и сразу же, вернувшись домой, я написал работу под впечатлением от посещения храма. Работу увидел академик Рожин, проректор московского государственного академического института имени В. И. Сурикова, предложил вновь поучаствовать в конкурсе. Именно за нее я и получил второй раз эту награду».

Жизненное кредо художник формулирует с некоторым вызовом: «Я хочу, не щадя человека, заставить его включить свой мозг!» 

«Не настроение и состояние нужно писать, не веточки и цветочки, которые видишь перед собой (это было актуально в дофотографическую эпоху). Вообще, реализм мне не интересен как тема живописи. Соревноваться с Богом я не хочу. Ничего лучше все равно создать не выйдет. Меня вдохновляет то, что заставляет мой мозг трудиться, и я хочу раздвинуть горизонты, вынудить зрителя расширить свое восприятие. Каждый день я встречаю с радостью, с нетерпением ожидая, чем он удивит меня сегодня. И это удивление действительностью, свое открытие я доношу зрителю. Даже если кто-то скажет: что за ерунда? Для меня это результат: значит, зацепил. Я убежден, что если есть о художнике Промысл Божий, то он пишет, потому что не может не писать».

Храм. 2005 г.  Холст, масло

Селение. 1996 г.  Холст, масло



Другие статьи автора: Рощеня Дарья

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба