Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2012

Святая блаженная Ксения Петербургская (XVIII—XIX вв.)

Истории святых из темы номера "Юродивые"

Странные вещи происходили на Смоленском кладбище города Петербурга. Каждую ночь на леса строящейся церкви кто-то натаскивал целую гору кирпича. По утрам рабочие лишь удивленно разводили руками, не зная, кого благодарить за эту работу. Но когда они все-таки выследили своего таинственного помощника, то удивились еще больше: оказалось, что ночами сотни кирпичей на леса поднимала… женщина. Правда, одета она была почему-то в потрепанный военный камзол, брюки и картуз, так что со стороны ее легко было принять за мужчину. Но рабочие узнали ее даже при тусклом свете луны. Потому что не было в Петербурге человека, который бы не знал «Андрея Федоровича» — так называла себя городская юродивая Христа ради — блаженная Ксения. 

О детстве и юности ее не сохранилось никаких сведений. Известно лишь, что замуж она вышла за придворного певчего — полковника Андрея Федоровича Петрова. Но семейное ее счастье было недолгим: супруг вскоре скончался. Ксении было тогда 26 лет. 

В день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду и в таком виде пошла провожать его гроб. Родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Федоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, будто и в самом деле потерявшая рассудок, утешала их, говоря: «Не переживайте, Андрей Федорович жив — вот он я. А умерла несчастная Ксения». 

Дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, все свое имущество раздать бедным, а деньги — снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении». Узнав об этом, родственники мужа обратились по месту службы Андрея Федоровича, с просьбой не позволять его вдове в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.

После этого блаженная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужнином костюме вышла на свое подвижническое странствие. Целыми днями бродила она по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь нападкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразумительные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям глумиться над ней. Однако мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, но у людей добрых и сердечных. Всегда беря лишь одну копейку, Ксения тут же отдавала ее таким же нищим, как и она сама. 

После того как мужнина одежда от времени истлела, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых, распухших от мороза ногах носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку. Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно». 

Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали, если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаянная радость. 

Блаженная Ксения провела в подвиге юродства около 45 лет, и скончалась в самом начале девятнадцатого века. Похоронили ее на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. 

В 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Туда и сегодня каждый день приезжает множество народу с просьбами к блаженной Ксении о молитвенной помощи. Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по ее молитвам чудеса не иссякают до сих пор.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба