Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2014

Дмитрий Трофимов
Что означает икона на аналое в центре храма?

Дмитрий Трофимов об иконах

Дмитрий Трофимовруководитель творческих мастерских «Царьград»

В канун праздников в храме на аналое кладут икону с изображением празднуемого события. Греки называли такие иконы proskynesis, то есть предназначенные для поклонения. 
Самые древние поклонные иконы имели небольшой размер. Композиции на них располагались либо по обеим сторонам, либо только на одной плоскости, но в этом случае поле иконы делилось на несколько частей, в каждой из которых помещался отдельный сюжет. 
Первые русские серии аналойных икон с изображениями господских праздников и святых, память которых совершалась в течение года, возникли при епископских кафедрах. Создание календарных циклов было связано с порядком церковных служб. Каждая икона фиксировала тот или иной момент литургического года. К примеру, скомпонованные на одной плоскости изображения Страстей Христовых находились на аналое в дни Страстной седмицы. Иногда перед Царскими вратами устанавливали два аналоя, один для образа с Великими праздниками, другой — для иконы месяца.


У праздничных икон была так же и просветительская функция. Образ, лежащий на аналое перед Царскими вратами, раскрывал молящемуся смысл Праздника. Знакомые с литургическими текстами благоговейные созерцатели икон отмечали малейшие нюансы в построении образа, через которые мастер стремился выразить смысл изображаемого события священной истории. 
Так, на одной из псковских икон XVI века «Крещение» зритель не мог не отметить такой значимой детали, как свиток в руках Иоанна Предтечи. Здесь это — символ учительства, знак преемственности Ветхого и Нового Заветов. Последний пророк передает полноту учительства Христу, а надпись «Се Агнец Божий» соотносится с откровением Бога Отца, назвавшего Иисуса Сыном. 
Рука Иоанна с таким благоговением опущена на главу Иисуса, что этот жест без слов являет нам твердую веру Крестителя: «Ты еси Бог мой». Беззащитная в своей обнаженности фигура Христа, напротив, выражает высшее смирение. Десница Спасителя обращена к водам Иордана: Христос благословляет стихию воды, которая из стихии наказания человечества во время Потопа становится стихией чистоты и обновления. Даже снующие в воде рыбы — не просто занимательная деталь. Они воспринимались как символы человеческих душ по слову Тертуллиана: «Мы рыбки, предводимые нашим Христом».



Другие статьи автора: Трофимов Дмитрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба